Речной в драпировке | официальный сайт «Тверские ведомости»
подписка

Речной в драпировке

12:39

14 июня 2013

1569

Речной в драпировке

Речной вокзал – эпохальное здание, которое вобрало в себя, кажется, все смысловые оттенки истории и развития нашего областного центра, стало символом и его «открыточности», и, увы, запущенности. Сегодня, когда открывшийся было в здании речного вокзала центр современного искусства опустел, все больше разговоров о том, что вокзал должен обрести новое дыхание, ожить и взвить флаг на свой шпиль. Занимая ключевое место в панораме города, речной не может оставаться в забвении.

Пока же центральная дверь вокзала не просто закрыта, но и затянута черной тканью, как и все главные окна. В здании кромешная темнота. От затеянного Маратом Гельманом центра современного искусства остались афиши выставок, белые «задники», подставки и – вот эти черные полотнища на окнах.

За недолгое активное существование центра современного искусства «ТverCа» здесь, в центральном помещении речного вокзала, было сделано важное: сломаны перегородки и открыты исконные пространства интерьеров 1930­х годов. Это удивительное зрелище! Жаль, что сегодня увидеть их жителям Твери невозможно.

Вокзал продолжает хранить множество тайн. Это одно из самых интересных и неизученных в Твери сооружений времен великих сталинских строек. Даже сегодня, когда здание вокзала находится в запустении, в нем ощущается присутствие иного времени, величие и размах имперских амбиций довоенной советской архитектуры, обагренной и здесь человеческой кровью.

Искусствовед Ната Майорова рассказывает, как начинала работу по поиску имен архитекторов и строителей. От них сегодня остались лишь скудные записи: архитекторы Е.Н. Гаврилова, П.П. Райский, конструктор И.М. Петраков. Кто они, что еще построили, какова их судьба – все это за черной драпировкой времени.

– Вокзал был частью гигантской стройки канала Москва – Волга, которая велась под руководством Николая Ежова. Сам Ежов, будучи до этого организатором широкой репрессивной кампании, впоследствии бесследно сгинул из анналов истории. Ежов был расстрелян не один, с ним вместе «просто исчезли» очень многие, в том числе те, кто проектировал и строил речной вокзал в Калинине.

По словам Наты Анатольевны, имена Гавриловой, Райского, Петракова нигде не встречаются.

– Ни в альбомах по советской архитектуре 1930–1950­х годов, ни в исследованиях – почти нигде не упоминаются наш вокзал и его авторы. Они стали архитекторами одного сооружения. Это совершенно уникальная постройка, возведенная по индивидуальному авторскому проекту. Он такой один. Ничего подобного нигде больше нет. Сейчас страшно туда идти. Это не просто руины, развалины, а еще и плоды вандализма. Сегодня вокзал производит гнетущее впечатление на гостей.

Но гости туда и не стремятся. Их встречают на волжском причале народные коллективы – девушки в кокошниках. Для прибывших на теплоходах туристов развернуты палатки с сувенирами. Великан­вокзал скрыт густыми зарослями. Кажется, он ждет своего времени, какую бы судьбу оно ему ни уготовило.

Вера Ивановна Курашова – начальник пассажирского причала. Она уже пять лет здесь работает, встречает и провожает корабли.

– Когда я пришла сюда, было еще более или менее. Сегодня одна утопия осталась, – говорит Вера Ивановна.

Она дежурит вместе с береговым матросом Надеждой Ивановной Суходольской. Их голоса и радио из комнатушки с номером 32 в темном коридоре хоть как­то тревожат застоявшийся воздух пустого пространства.

Надежда Ивановна спешит:

– «Президент» пришел. Сейчас будет и «Дзержинский».

У Веры Ивановны, женщины боевой, немало повидавшей в жизни, главная забота – запретить въезд на пристань автотранспорта. Установки одного «кирпича» она добилась, второй никакими средствами выпросить не может, а в этом случае и от первого толку нет. Запрещающий знак – это, кстати, не самое больное. Женщины в один голос говорят о том, что у вокзала нет даже туалетов. Приплывают туристы и за отправлением естественной надобности скрываются за кустами. Кто­то прячется в арки вокзальной галереи… А ведь впечатление о городе у приезжих начинается отсюда.

Речной вокзал работал по назначению до 2002 года. От него вверх и вниз по Волге плавали пассажирские катера.

Марина Прищеп – бухгалтер центра современного искусства. А до этого проработала в Тверском порту 27 лет.

– Порт уехал отсюда в 2002 году и отправился в гавань, – рассказывает она. – Я работала диспетчером пассажирских перевозок. Даже когда у нас оставалось три катера (М­250 – «эмки», или «Москвич»), народу все равно всегда было много. Суда ходили вверх и вниз по Волге два раза в день: до Судимирок и Путилова.

Эти маршруты, вокзальные кассы, очереди и простые сиденья в зале ожидания помнят до сих пор многие горожане.

Порт отказался от здания вокзала, когда последний передали во владение муниципалитету и порт был вынужден платить арендную плату.

После здесь расположился центр патриотического воспитания, который использовал здание сам и сдавал помещения в аренду. В частности, многим помнится, что в здании работал клуб исторической реконструкции, а зимой часть бывшего зала ожидания использовалась под прокат коньков и многое другое.

Именно в бытность пребывания в вокзале центра патриотического воспитания и пошли первые разговоры об обследовании здания и ремонте кровли, которая пришла в совершенную негодность.

– Нашей реставрационной мастерской был заказан проект ремонта здания вокзала, – рассказывает архитектор Валерий Курочкин. – Прежде чем что­то делать, мы всегда сначала поднимаем архивы и делаем исследования. В архиве порта удалось найти несколько папок с уникальными чертежами речного вокзала 1930­х годов. Порт их хотел в макулатуру сдать! Открываем чертежи, а там по проекту – металлическая балка. Идем искать в натуре, открываем штукатурку – там балка деревянная, уже гнилая. В чертежах одни конструкции, в натуре – другие. Это же 1930­е годы! Ну, не привезли балку, а вопрос стоит жестко: не построите – расстреляем. Поэтому вокзал и находится в таком состоянии. Изучать его крайне сложно.

«Тверьреставрация» сделала крыши двух крыльев вокзала, начали заниматься центральной частью здания.

– У нас по натурным исследованиям получилось, что крыша большой ротонды была верандой ресторана. Как палуба. Вокзал – это ведь образ плывущего на соединение рек корабля. Шпиль держался на деревянных бобышечках, поэтому он потом так и накренился. Сегодня там сварная металлическая конструкция. В центральном зале ресторана была сложная красивая покраска. Что там сейчас – это приблизительно то, что было изначально.

В 2011 году центр патриотического воспитания покинул здание. И открылся центр современного искусства.

Валерий Курочкин рассказывает:

– Приходили ко мне от Марата Гельмана. Говорят: «Помогите нам сохранить этот вокзал, чтобы он церкви не достался. А то если снесут, тогда монастырь могут восстановить». Я говорю: «А почему бы не объединиться?» Там же на площади под землей до сих пор где­то кельи, подвалы, в одном из которых был замучен митрополит Филипп. Можно было бы такую красоту сделать…

Я когда приехал в Калинин, стоял на лестнице, в арке бокового вокзального крыла, и смотрел на собор, который был в этой арке, как в рамке. Это же как надо было работать, как все продумать, чтобы арки обоих крыльев были ориентированы на собор. Вот это архитектура! В речном потрясающие интерьеры, но мы их не видим. Это просто уникальное сооружение. Нет у нас другого такого.

Центр современного искусства проработал недолго, менее двух лет. Сегодня он в стадии реорганизации. Из­за этого одиннадцать человек персонала почти год без зарплаты. Для них разговоры о втором дыхании речного уже не в новинку.

– Мы к зданию с любовью относимся,  – говорит Марина Прищеп. – Это ведь визитная карточка Твери.

– Мы его холим и лелеем, как можем, – говорит главбух Надежда Сорокина. – Переживаем за вокзал.

За вокзал переживают не только те, кто здесь работает, но и весь город. Понятно, что со зданием нужно что­то делать. Речной вокзал уже несколько десятилетий под охраной государства. Сегодня вопрос о его сохранении и использовании стоит наиболее остро.

Возможность передачи здания в пользование Тверской областной картинной галереи воспринимается и горожанами, и всеми, кто имеет отношение к вокзалу, с осторожным оптимизмом.

– В планах картинной галереи сделать там открытую выставочную площадку, – говорит Ната Майорова. – Но пока это только планы, и каких­то подробностей нет. Обсуждаются планы создания и музея современного искусства, советского искусства. Картинная галерея имеет очень большую коллекцию, в том числе скульптуры.

Помимо выставочной функции, есть идея приспособить здание речного вокзала под туристско­информационный центр.

По словам начальника управления туризма и внешних связей министерства экономического развития Тверской области Александры Ильиной, это абсолютно серьезные планы:

– Как раз сейчас Правительство Тверской области ведет работу по поиску инвесторов, которые смогут взять на себя полностью реставрацию здания речного вокзала с последующей эксплуатацией и сохранением функций вокзала, устройством здесь других социально значимых объектов, которые необходимы в области. Например, туристско­информационный центр. За сезон навигации приходит более ста теплоходов, и поэтому там необходима справочно­информационная служба для туристов, где любой желающий сможет получить данные, куда поехать, на чем, во сколько, где можно отдохнуть, как забронировать гостиницу и так далее. Нам необходимо сохранить здание в том виде, в котором оно было, – подчеркивает Александра Валерьевна. – Оно очень ценно. Нельзя допустить, чтобы хоть один кирпичик упал незаслуженно.

Очень хочется надеяться, что все сказанное сбудется, и мы все­таки увидим прекрасное здание вокзала открытым и светлым, наполненным народом. Чтобы корабль, гордо несущийся к слиянию рек, гордо и красиво встречал гостей Твери, будь то «Дзержинский» или сам «Президент».

 

 

Речной вокзал: из прошлого в будущее

● Речной вокзал начали строить в Калинине  в 1935 году на месте снесенных в начале 1930­х годов построек Отроч монастыря.

● Сдан в эксплуатацию 8 августа 1938 года. На стрелке перед вокзалом были устроены соединенные лестницами террасы с парапетами. Авторы проекта – архитекторы         Е.Н. Гаврилова и П.П. Райский, конструктор И.М. Петраков, инженер И.М. Тигранов.

● Рассчитан на одновременный прием 550 пассажиров. В 1969–1975 годах сооружены причалы длиной около 400 метров.

● Здание использовалось по назначению до 2002 года. В 1980­х на областном уровне рассматривался проект реконструкции вокзала путем полного его разрушения и возведения нового здания из железобетона. Смета проекта составляла 2 миллиона советских рублей. Из них на постройку самого здания выделялось только 800 тысяч рублей. Остальные 1 миллион 200 тысяч должны были пойти на благоустройство прилегающей территории. Все эти планы не осуществились.

● Сегодня здание речного вокзала находится в областной собственности, является объектом культурного наследия регионального уровня и охраняется государством.

Антон БЕРЕЗИН

Фото автора

0
"Тверские ведомости" теперь в Дзене! Подписывайтесь на наш канал и читайте только важные новости. Также присоединяйтесь к нам в ВК, ОК и Телеграм.

Из этой же рубрики

Лента новостей

Общественники высказались о новой инициативе губернатора Тверской области

21:44 / 19.04.2024 82

В Тверской области приняты решения по обеспечению развития флагманских проектов

21:08 / 19.04.2024 106

В Лихославльском округе мужчина задолжал ребенку больше 1 миллиона рублей алиментов

20:08 / 19.04.2024 212

В Тверской области на железнодорожном переезде ограничат движение транспорта

19:35 / 19.04.2024 247

Делегация Тверской области примет участие в VIII Российско-Китайском ЭКСПО

19:04 / 19.04.2024 121

В преддверии Вербного воскресенья и Пасхи «Транспорт Верхневолжья» запустит дополнительные маршруты в областном центре

18:31 / 19.04.2024 407

Лихославльский суд отправил в колонию злостного неплательщика алиментов

18:12 / 19.04.2024 182

В Бежецком округе мужчина зарезал собутыльника

17:43 / 19.04.2024 556

Активисты «Партийного десанта» провели мониторинг ремонтных работ одного из главных проспектов города Твери

17:30 / 19.04.2024 151

Житель города Нелидова совершил кражу имущества из дома на сумму больше 100 тысяч рублей

17:19 / 19.04.2024 1725

В Тверской области на участке дороги М-11 ограничат движение

16:47 / 19.04.2024 572

Производство металлопроката в Узбекистане

16:15 / 19.04.2024 164

За сутки 11 жителей Тверской области потеряли доступ к порталу Госуслуги из-за мошенников

16:14 / 19.04.2024 382

50% жителей ЦФО планируют провести майские праздники дома

15:55 / 19.04.2024 151

В Конаково начата проверка после инцидента с падением дерева на ребенка

15:49 / 19.04.2024 249

В России разработали новый инструмент по борьбе с мошенниками

15:41 / 19.04.2024 222

Жители Верхневолжья стали чаще бывать в Москве, реже читать в метро и больше играть в королевские битвы

15:25 / 19.04.2024 181

Специалисты «Тверьэнерго» восстанавливают нарушенное непогодой электроснабжение

15:07 / 19.04.2024 280

Как мошенники обманывают ветеранов перед Днем Победы

15:04 / 19.04.2024 216

В Тверской области открылась региональная Вахта Памяти – 2024

14:52 / 19.04.2024 371

Фонд «Женщины за жизнь» активизирует демографические инициативы в Тверской области

14:32 / 19.04.2024 330

Губернатор Игорь Руденя вручил государственные и региональные награды жителям области

14:08 / 19.04.2024 258

В Тверской области простились с героем, погибшим в ходе СВО

13:50 / 19.04.2024 853

Жителей Тверской области на выходных ждёт яркая культурная программа

13:30 / 19.04.2024 182

Военная история и культура: в Твери состоялся форум «Земляки – защитники Родины»

13:28 / 19.04.2024 333

Зима возвращается: в конце апреля в Верхневолжье выпал снег

13:21 / 19.04.2024 2407

Главный судебный пристав Тверской обрасти проводит прием граждан по вопросам взыскания алиментных платежей

13:10 / 19.04.2024 186

Новые инвестиции в здравоохранение Тверской области: губернатор Игорь Руденя объявил о модернизации скорой помощи

12:37 / 19.04.2024 693

Следователи Верхневолжья задержали 7 зумеров-хакеров, оформлявших микрозаймы на граждан

12:36 / 19.04.2024 688

В апреле больше 3500 медицинских работников Тверской области получили специальные социальные выплаты в повышенном размере

12:16 / 19.04.2024 238