Речной вокзал – эпохальное здание, которое вобрало в себя, кажется, все смысловые оттенки истории и развития нашего областного центра, стало символом и его «открыточности», и, увы, запущенности. Сегодня, когда открывшийся было в здании речного вокзала центр современного искусства опустел, все больше разговоров о том, что вокзал должен обрести новое дыхание, ожить и взвить флаг на свой шпиль. Занимая ключевое место в панораме города, речной не может оставаться в забвении.
Пока же центральная дверь вокзала не просто закрыта, но и затянута черной тканью, как и все главные окна. В здании кромешная темнота. От затеянного Маратом Гельманом центра современного искусства остались афиши выставок, белые «задники», подставки и – вот эти черные полотнища на окнах.
За недолгое активное существование центра современного искусства «ТverCа» здесь, в центральном помещении речного вокзала, было сделано важное: сломаны перегородки и открыты исконные пространства интерьеров 1930х годов. Это удивительное зрелище! Жаль, что сегодня увидеть их жителям Твери невозможно.
Вокзал продолжает хранить множество тайн. Это одно из самых интересных и неизученных в Твери сооружений времен великих сталинских строек. Даже сегодня, когда здание вокзала находится в запустении, в нем ощущается присутствие иного времени, величие и размах имперских амбиций довоенной советской архитектуры, обагренной и здесь человеческой кровью.
Искусствовед Ната Майорова рассказывает, как начинала работу по поиску имен архитекторов и строителей. От них сегодня остались лишь скудные записи: архитекторы Е.Н. Гаврилова, П.П. Райский, конструктор И.М. Петраков. Кто они, что еще построили, какова их судьба – все это за черной драпировкой времени.
– Вокзал был частью гигантской стройки канала Москва – Волга, которая велась под руководством Николая Ежова. Сам Ежов, будучи до этого организатором широкой репрессивной кампании, впоследствии бесследно сгинул из анналов истории. Ежов был расстрелян не один, с ним вместе «просто исчезли» очень многие, в том числе те, кто проектировал и строил речной вокзал в Калинине.
По словам Наты Анатольевны, имена Гавриловой, Райского, Петракова нигде не встречаются.
– Ни в альбомах по советской архитектуре 1930–1950х годов, ни в исследованиях – почти нигде не упоминаются наш вокзал и его авторы. Они стали архитекторами одного сооружения. Это совершенно уникальная постройка, возведенная по индивидуальному авторскому проекту. Он такой один. Ничего подобного нигде больше нет. Сейчас страшно туда идти. Это не просто руины, развалины, а еще и плоды вандализма. Сегодня вокзал производит гнетущее впечатление на гостей.
Но гости туда и не стремятся. Их встречают на волжском причале народные коллективы – девушки в кокошниках. Для прибывших на теплоходах туристов развернуты палатки с сувенирами. Великанвокзал скрыт густыми зарослями. Кажется, он ждет своего времени, какую бы судьбу оно ему ни уготовило.
Вера Ивановна Курашова – начальник пассажирского причала. Она уже пять лет здесь работает, встречает и провожает корабли.
– Когда я пришла сюда, было еще более или менее. Сегодня одна утопия осталась, – говорит Вера Ивановна.
Она дежурит вместе с береговым матросом Надеждой Ивановной Суходольской. Их голоса и радио из комнатушки с номером 32 в темном коридоре хоть както тревожат застоявшийся воздух пустого пространства.
Надежда Ивановна спешит:
– «Президент» пришел. Сейчас будет и «Дзержинский».
У Веры Ивановны, женщины боевой, немало повидавшей в жизни, главная забота – запретить въезд на пристань автотранспорта. Установки одного «кирпича» она добилась, второй никакими средствами выпросить не может, а в этом случае и от первого толку нет. Запрещающий знак – это, кстати, не самое больное. Женщины в один голос говорят о том, что у вокзала нет даже туалетов. Приплывают туристы и за отправлением естественной надобности скрываются за кустами. Ктото прячется в арки вокзальной галереи… А ведь впечатление о городе у приезжих начинается отсюда.
Речной вокзал работал по назначению до 2002 года. От него вверх и вниз по Волге плавали пассажирские катера.
Марина Прищеп – бухгалтер центра современного искусства. А до этого проработала в Тверском порту 27 лет.
– Порт уехал отсюда в 2002 году и отправился в гавань, – рассказывает она. – Я работала диспетчером пассажирских перевозок. Даже когда у нас оставалось три катера (М250 – «эмки», или «Москвич»), народу все равно всегда было много. Суда ходили вверх и вниз по Волге два раза в день: до Судимирок и Путилова.
Эти маршруты, вокзальные кассы, очереди и простые сиденья в зале ожидания помнят до сих пор многие горожане.
Порт отказался от здания вокзала, когда последний передали во владение муниципалитету и порт был вынужден платить арендную плату.
После здесь расположился центр патриотического воспитания, который использовал здание сам и сдавал помещения в аренду. В частности, многим помнится, что в здании работал клуб исторической реконструкции, а зимой часть бывшего зала ожидания использовалась под прокат коньков и многое другое.
Именно в бытность пребывания в вокзале центра патриотического воспитания и пошли первые разговоры об обследовании здания и ремонте кровли, которая пришла в совершенную негодность.
– Нашей реставрационной мастерской был заказан проект ремонта здания вокзала, – рассказывает архитектор Валерий Курочкин. – Прежде чем чтото делать, мы всегда сначала поднимаем архивы и делаем исследования. В архиве порта удалось найти несколько папок с уникальными чертежами речного вокзала 1930х годов. Порт их хотел в макулатуру сдать! Открываем чертежи, а там по проекту – металлическая балка. Идем искать в натуре, открываем штукатурку – там балка деревянная, уже гнилая. В чертежах одни конструкции, в натуре – другие. Это же 1930е годы! Ну, не привезли балку, а вопрос стоит жестко: не построите – расстреляем. Поэтому вокзал и находится в таком состоянии. Изучать его крайне сложно.
«Тверьреставрация» сделала крыши двух крыльев вокзала, начали заниматься центральной частью здания.
– У нас по натурным исследованиям получилось, что крыша большой ротонды была верандой ресторана. Как палуба. Вокзал – это ведь образ плывущего на соединение рек корабля. Шпиль держался на деревянных бобышечках, поэтому он потом так и накренился. Сегодня там сварная металлическая конструкция. В центральном зале ресторана была сложная красивая покраска. Что там сейчас – это приблизительно то, что было изначально.
В 2011 году центр патриотического воспитания покинул здание. И открылся центр современного искусства.
Валерий Курочкин рассказывает:
– Приходили ко мне от Марата Гельмана. Говорят: «Помогите нам сохранить этот вокзал, чтобы он церкви не достался. А то если снесут, тогда монастырь могут восстановить». Я говорю: «А почему бы не объединиться?» Там же на площади под землей до сих пор гдето кельи, подвалы, в одном из которых был замучен митрополит Филипп. Можно было бы такую красоту сделать…
Я когда приехал в Калинин, стоял на лестнице, в арке бокового вокзального крыла, и смотрел на собор, который был в этой арке, как в рамке. Это же как надо было работать, как все продумать, чтобы арки обоих крыльев были ориентированы на собор. Вот это архитектура! В речном потрясающие интерьеры, но мы их не видим. Это просто уникальное сооружение. Нет у нас другого такого.
Центр современного искусства проработал недолго, менее двух лет. Сегодня он в стадии реорганизации. Изза этого одиннадцать человек персонала почти год без зарплаты. Для них разговоры о втором дыхании речного уже не в новинку.
– Мы к зданию с любовью относимся, – говорит Марина Прищеп. – Это ведь визитная карточка Твери.
– Мы его холим и лелеем, как можем, – говорит главбух Надежда Сорокина. – Переживаем за вокзал.
За вокзал переживают не только те, кто здесь работает, но и весь город. Понятно, что со зданием нужно чтото делать. Речной вокзал уже несколько десятилетий под охраной государства. Сегодня вопрос о его сохранении и использовании стоит наиболее остро.
Возможность передачи здания в пользование Тверской областной картинной галереи воспринимается и горожанами, и всеми, кто имеет отношение к вокзалу, с осторожным оптимизмом.
– В планах картинной галереи сделать там открытую выставочную площадку, – говорит Ната Майорова. – Но пока это только планы, и какихто подробностей нет. Обсуждаются планы создания и музея современного искусства, советского искусства. Картинная галерея имеет очень большую коллекцию, в том числе скульптуры.
Помимо выставочной функции, есть идея приспособить здание речного вокзала под туристскоинформационный центр.
По словам начальника управления туризма и внешних связей министерства экономического развития Тверской области Александры Ильиной, это абсолютно серьезные планы:
– Как раз сейчас Правительство Тверской области ведет работу по поиску инвесторов, которые смогут взять на себя полностью реставрацию здания речного вокзала с последующей эксплуатацией и сохранением функций вокзала, устройством здесь других социально значимых объектов, которые необходимы в области. Например, туристскоинформационный центр. За сезон навигации приходит более ста теплоходов, и поэтому там необходима справочноинформационная служба для туристов, где любой желающий сможет получить данные, куда поехать, на чем, во сколько, где можно отдохнуть, как забронировать гостиницу и так далее. Нам необходимо сохранить здание в том виде, в котором оно было, – подчеркивает Александра Валерьевна. – Оно очень ценно. Нельзя допустить, чтобы хоть один кирпичик упал незаслуженно.
Очень хочется надеяться, что все сказанное сбудется, и мы всетаки увидим прекрасное здание вокзала открытым и светлым, наполненным народом. Чтобы корабль, гордо несущийся к слиянию рек, гордо и красиво встречал гостей Твери, будь то «Дзержинский» или сам «Президент».
Речной вокзал: из прошлого в будущее
● Речной вокзал начали строить в Калинине в 1935 году на месте снесенных в начале 1930х годов построек Отроч монастыря.
● Сдан в эксплуатацию 8 августа 1938 года. На стрелке перед вокзалом были устроены соединенные лестницами террасы с парапетами. Авторы проекта – архитекторы Е.Н. Гаврилова и П.П. Райский, конструктор И.М. Петраков, инженер И.М. Тигранов.
● Рассчитан на одновременный прием 550 пассажиров. В 1969–1975 годах сооружены причалы длиной около 400 метров.
● Здание использовалось по назначению до 2002 года. В 1980х на областном уровне рассматривался проект реконструкции вокзала путем полного его разрушения и возведения нового здания из железобетона. Смета проекта составляла 2 миллиона советских рублей. Из них на постройку самого здания выделялось только 800 тысяч рублей. Остальные 1 миллион 200 тысяч должны были пойти на благоустройство прилегающей территории. Все эти планы не осуществились.
● Сегодня здание речного вокзала находится в областной собственности, является объектом культурного наследия регионального уровня и охраняется государством.
Антон БЕРЕЗИН
Фото автора