Тверской транспортной реформе исполнилось четыре года. 3 февраля 2020-го на улицы Твери вышли 450 новеньких синих пассажирских автобусов «Транспорта Верхневолжья» – начала действовать новая модель общественных перевозок. В последующие годы ее масштабировали еще на шесть муниципалитетов: Калининский округ, Ржев, Зубцов, Конаково, Старицу, Кимры.
– Я всегда считал, что транспортные модели во всех муниципалитетах должны быть централизованы на региональном уровне – тогда появляется возможность постоянного контроля, синхронизации маршрутных сетей между соседними муниципалитетами, гибкого реагирования на предложения самих пассажиров. Сегодня транспортная модель, работающая в Ржевском округе и других муниципалитетах, – это порядок, дисциплина, низкая аварийность, – рассказал Роман Крылов, глава Ржевского муниципального округа. – Жалоб со стороны населения на работу общественного транспорта практически нет. Важен и внешний эффект. Одно дело, когда вас забирает с остановки облупленный «пазик» с занавесками на окнах, и другое – когда подъезжает новенький, красивый, современный автобус. У гостей Ржева наши синие автобусы оставляют самые приятные впечатления.
Пять лет назад в этот проект мало кто верил. Он казался невозможным на фоне той ковбойской вольницы, что царила в сфере городских пассажирских перевозок. Да, пожалуй, без связей в высших эшелонах и лоббистских возможностей губернатора Игоря Рудени идея так и перекочевала бы в разряд городских небылиц – требовались миллиардные вложения. Но госкорпорация «ВЭБ.РФ» поддержала идею и обеспечила финансирование.
За четыре года мы успели забыть разномастные маршрутки и «пазики», которые подъезжали к остановкам, когда хотели, а отъезжали, как хотели, не особо заботясь ни об удобстве пассажиров, ни об их безопасности и соблюдении правил дорожного движения. К хорошему быстро привыкаешь.
А вот у гостей из других регионов наши брендированные синие автобусы неизменно вызывают восхищение. Во-первых, они красивые. Во-вторых, их стилистическое единство априори повышает статус города, претендующего на туристический интерес. В-третьих, они комфортные. И пользоваться ими удобно, потому что система продумана и ориентирована на пассажира – мобильное приложение помогает спланировать время поездки, а возможность безналичной оплаты закрывает потребность современного человека совершать платежи привычным способом. Многие ведь давно и кошельки с собой перестали носить, пользуются исключительно банковскими картами.
В «Транспорте Верхневолжья» доля безналичных расчетов составляет около 90%. Во многом благодаря этому транспортная модель финансово прозрачна. К тому же реформа обеспечила новые рабочие места, причем водителями автобусов охотно берут и женщин, и людей старше 40 лет.
Ну а главное, безопасность пассажиров и других участников дорожного движения в городах, где запустили новую модель перевозок, существенно повысилась.
– При выборе новых автобусов руководство тверского региона и Верхневолжского автотранспортного предприятия поставили очень высокие стандарты по комфорту и безопасности. И мы рады, что именно наши флагманские модели смогли удовлетворить всем предъявленным требованиям. Низкий уровень пола, система книлинг (наклон в сторону дверей), специально оборудованное место для маломобильных пассажиров и механическая аппарель расширяют безбарьерную среду города, – сказал Николай Одинцов, вице-президент по развитию корпоративных продаж «Группы ГАЗ», выступившей партнером проекта.
По данным ГИБДД УМВД России по Тверской области после введения новой модели перевозок количество ДТП с участием общественного пассажирского транспорта снизилось больше чем на 45%. Водители «Транспорта Верхневолжья», ключевого предприятия-перевозчика, ежедневно проходят два медосмотра – до и после смены. А сами автобусы проходят не только техосмотр, но и санитарную обработку. Это о чем говорит? Что поездка в синем автобусе – наиболее безопасный способ перемещения из одной точки в другую в пределах Твери. Кстати, полицейские говорят, что за четыре года практически до нуля сократились карманные кражи в общественном транспорте – в салоне каждого автобуса всюду камеры, каждый пассажир на виду.
Конечно, нарекания со стороны пассажиров бывают, потому что в любой системе случаются сбои. То автобус инвалида-колясочника с остановки не забрал, то остановился так, что входить в него пожилым людям было неудобно, то с «радаров» приложения исчез. Срабатывает пресловутый человеческий фактор. Но плюсов в системе однозначно больше, чем минусов. Об этом свидетельствуют и отзывы людей, пользующихся общественным транспортом, и желание других российских регионов изучить нашу модель и возможности ее внедрения на своих территориях.
В год запуска модель «Транспорт Верхневолжья» одержала победу в номинации «Лучшее решение в области пассажирского транспорта» на форуме «Транспорт России» и получила престижную премию «Формула Движения». Сегодня в Твери лучшая среди регионов ЦФО система пассажирского общественного автотранспорта. Об этом говорят и эксперты отрасли, и сами транспортники. И губернатор Игорь Руденя недавно в очередной раз подтвердил, что выбор, сделанный регионом четыре года назад, оказался правильным:
– Новая транспортная модель – это качественно новый уровень пассажирских перевозок, безопасности в общественном транспорте.