Наше предприятие было создано в 2004 году. Его функции как наймодателя жилищного фонда – управление многоквартирными домами и жилищно-коммунальное обслуживание тверитян. Сегодня около 20 процентов жилого фонда Твери управляется через МУП «ТДЕЗ». Спектр деятельности предприятия довольно широк, и полный перечень мероприятий занял бы не одну газетную страницу.
Управляющие компании (УК) родились в нашем городе на базе старых структур, которые существовали в виде ДЭЗов, РЭУ, ЖЭУ, РЭП, и зачастую продолжают работать по старинке. Сегодня нужна серьезная модернизация, поскольку сложившаяся практика работы УК часто уже не соответствует современным требованиям. Например, до сих пор в управляющих компаниях делается упор на содержание в своем штате специалистов требуемого профиля, в то время как мировая практика рекомендует ориентироваться на небольшие специализированные предприятия, занимающиеся уборкой территорий, подъездов, содержанием зеленых насаждений, электрического хозяйства. К сожалению, бизнес, представленный такими малыми предприятиями, пока еще также недостаточно сформирован и слабо задействован в системе ЖКХ.
Назрела необходимость в переходе к существенно новой модели управления ЖКК. В ее основе должна лежать саморегулируемая система экономически уравновешенных отношений между потребителем и поставщиком жилищно-коммунальных услуг. Должна быть свободная конкуренция, должны быть экономически обоснованные тарифы, должны быть минимальные административные ограничения.
Только путем развития конкурентной среды, создания тарифного регулирования коммунальных организаций и естественных монополистов – организаций топливно-энергетического комплекса – можно снизить издержки и одновременно повысить качество и доступность жилищно-коммунальных услуг.
Что касается учета, контроля и управления, то достигнуть их четкости вовсе не сложно. Достаточно внедрить жесткую систему контроля со стороны ТДЕЗ за финансовыми потоками населения и организаций, за бюджетными источниками льгот и субсидий, за движением проживающих и зарегистрированных граждан. Сделать систему прозрачной и достоверной. Только тогда мы сможем планировать инвестиции в отрасль, обеспечивать безубыточность работы предприятий ЖКК.
Процесс реформирования – дело не одного дня. Первый этап, который с трудом, но все же начал реализовываться с прошлого года, включает развитие конкурентных отношений в жилищном хозяйстве, инвентаризацию, реструктуризацию, ликвидацию задолженностей, переход на сбалансированные, реальные договорные отношения. В этом ряду и создание механизмов социальной защиты населения, в первую очередь малоимущих, нуждающихся в субсидиях. А также мероприятия по энергосбережению на основе региональной программы установки приборов учета.
На втором этапе должна сойти на нет практика административно-политического давления на процессы установки тарифов на услуги. Нужен переход на профессиональное управление жилищным фондом, а для этого надо создать программы профессионального обучения и повышения квалификации как управленческого, так и инженерно-технического персонала. Нужно переходить к системе персонифицированных социальных счетов граждан.
И, наконец, для всего населения нашего города и для всех организаций внедрить систему «единых окон». Чтобы обслуживание, информирование населения было бесперебойным и удобным.
Сергей ТИХОНОВ, директор муниципального унитарного предприятия «Тверская дирекция единого заказчика»