14 марта отмечается День православной книги. Один из редчайших экземпляров церковных книг, хранящихся в Тверской области, вы можете увидеть в Торжке, в экспозиции ВИЭМ «История Борисоглебского монастыря»(12+).
— В собрании Всероссийского историко-этнографического музея, в фонде письменных источников, хранится настоящая библиотека редких православных книг. В их числе богослужебные книги кириллической печати 17-начала 20 веков. Их в фонде более 100 экземпляров. Также у нас богатая коллекция церковно-исторических изданий, учебников для церковных училищ, школ, гимназии, православных календарей… Но эта книга — особенная. Это напрестольное Евангелие 1791 года. Согласно старинной традиции, такую книгу запрещалось держать дома, поскольку мирянин не может ее читать, это делает только священник или диакон, — рассказывает директор ВИЭМ Ирина Жукова.
Традиционно Евангелие помещали в оклад, который исполнял роль ковчега для сохранения святыни, а также служил украшением богослужебной книги. К сожалению, оклад музейного экземпляра утрачен. Предположительно, это случилось в 20-е годы прошлого века, когда шло изъятие церковных ценностей.
Но, судя по пометке на одной из страниц, оклад был прекрасен. «Сие Святое Евангелие обделано серебром в г. Москве усердием доброхотов в 1847-м году, весу в ризе 5 ф. 4/4 зол. Позлащено в 1857 г.» — гласит старинная запись. «Доброхот» в этом контексте имеет совсем не тот смысл, что в современной речи: в 18 веке это слово означало «добровольный участник какого-либо общественно значимого дела». Сегодня бы мы сказали: волонтёр. Такие Евангелия обычно создавались на средства вкладчиков, неравнодушных прихожан. То есть, эта книга — воплощенный образ молитвы наших предков, за живущих и почивших.
Но и без оклада книга представляет большую полиграфическую ценность. Она была издана в московской синодальной типографии. После 1720-х годов эта типография стала основным центром производства книг кириллической печати и при этом сохранила традиции русской церковной книжной гравюры. Здесь сложилась своя художественная система с новыми техническими приемами, стилистическими и иконографическими ориентирами.Изображения в Евангелии выполнены в одной из самых старых техник — резцовой гравюре на медных пластинах, гравировка создана на тех же досках, что и в более раннем издании 1766 года. Под каждой гравюрой мы можем прочитать имя автора. Так, изображение евангелиста Матфея выполнено подмастерьем Василием Иконниковым, рисовал ученик Пётр Попов в 1766 году. Подмастерье Василий Иконников впоследствии станет одним из самых знаменитых граверов XVIII века.
И ещё один интереснейший момент. На полях страниц обнаружены надписи богослужебного характера, сделанные, видимо, священником. Эти надписи из прошлого, пометки, рассказывающих о духовной жизни наших предков ( точнее, об её организационной стороне) придают книге ещё большую ценность.
Евангелие из Торжка хранит в себе ещё немало тайн. Чтобы их узнать — приходите в музеи, изучайте историю.