5 августа отмечается День железнодорожника. Праздник, который ведет свою историю с XIX века, играет особую роль в жизни страны. Железные дороги были и остаются главной транспортной артерией, связывающей воедино города. И, конечно, судьбы.
Накануне профессионального праздника тех, кто посвятил свою жизнь железной дороге, о своем трудовом пути рассказала Элла Кузьмина. 53 года она проработала на Октябрьской магистрали инженером связи, но и после выхода на пенсию остается при делах. Уже четыре года Элла Кузьмина возглавляет Тверской совет ветеранов Октябрьской железной дороги.
Наша героиня всегда знала, что пойдет по стопам своих родителей. Ее мать Ирина и отец Исаак познакомились в Ленинградском электротехническом институте инженеров сигнализации и связи железнодорожного транспорта (сегодня ПГУПС), где они вместе учились. После института Ирина и Исаак поженились. Так как отец Эллы был лучшим студентом, его оставили преподавать на факультете, а позже Исаак стал деканом. Однако жестокая война, разрушившая тысячи судеб, помешала счастью и этой семьи.
В апреле 1942 года Исаак вместе с сослуживцами ехал в вагоне-лаборатории проверять связь на полигоне Октябрьской магистрали. На станции Лихославль в Калининской (ныне Тверской) области в вагон попала бомба… Так получилось, что Исаак трагически погиб, а все его товарищи остались живы.
Ирина, мать Эллы Кузьминой, в это время была в Ташкенте с двумя детьми. Здесь ей пришлось пережить и потерю родных, и голод, и скарлатину. После войны она переехала к родственникам в Тверь, где работала инженером дистанции сигнализации, централизации и блокировки. Маленькая Элла проводила на работе у мамы много времени. Она вспоминает, как ее, пятилетнюю, мама за руку водила по путям. Детей ведь оставить было некому…
После школы Элла работала телефонисткой в той дистанции, где часто бывала в детстве, и мечтала поступить в тот же институт, что и ее родители. Однако с первого раза сдать экзамены не удалось. Девушка разволновалась и не решила задачу по физике на теорему Архимеда.На следующий год Элла Кузьмина снова поступала в этот институт. Тогда она и не подозревала, что экзаменаторы – однокурсники ее отца, которым дорога память о нем. Мать Эллы заранее предупредила их о приезде дочери. Элла Кузьмина рассказывает, что тогда она очень удивилась: на экзамене преподаватели один за другим подходили к ней и интересовались: «У вас нет вопросов? Вам все понятно?». С успешным поступлением Эллу поздравляли со словами: «Учись, наша дорогая! Мы тебя в коляске возили!». Это было трогательно до слез, вспоминает Элла Кузьмина, и смеется:
– У меня был страшный секрет, я поступила по блату!
Как и отец нашей героини-железнодорожницы, она была самой способной студенткой на курсе. А в институте Эллу Кузьмину окружали люди, помнившие ее отца. Сама она его совсем не знала.
После учебы Элла Кузьмина вернулась в Тверь работать в свою дистанцию, но уже не телефонисткой, а инженером-измерителем. Она занималась обслуживанием всех видов связи на Октябрьской железной дороге. От ее работы напрямую зависело бесперебойное движение поездов. Затем Элла Кузьмина стала старшим механиком линейного аппаратного зала – цеха, где размещается аппаратура связи.
Когда образовался Тверской региональный центр связи, она занимала должность старшего диспетчера.
Элла Кузьмина вспоминает, что аппаратура связи раньше была проводной. Тогда качество связи зависело от погодных условий. Если на проводах появлялась наледь, то механикам приходилось сбивать ее палками, иначе связь не работала. Затем стали использовать кабельное оборудование.
Кабель прокладывали под землей, и связисты больше не сталкивались с такими трудностями, как прежде. Сейчас аппаратура связи полностью цифровая. Она гарантирует надежность связи и безопасное движение поездов, но требует высококвалифицированных специалистов.
Железнодорожную династию продолжила и дочь Эллы Кузьминой Татьяна. Вслед за мамой и бабушкой она окончила Петербургский университет путей сообщения и сейчас работает электромехаником линейного аппаратного зала в Санкт-Петербурге на Октябрьской железной дороге. А внучка, 13-летняя Ксюша, хочет быть ветеринаром.
Сама же героиня работает и сегодня, на пенсии – заботится о тверских ветеранах-железнодорожниках. Элла Кузьмина признается: «Железная дорога – это мое родное. Других мыслей у меня никогда и не было».
Яна СОРОКА
Фото из семейного архива Э. Кузьминой