Мемы уходят, и с ними нужно вовремя прощаться
Когда я была маленькой, родители часто твердили: не копи негатив, учись забывать о плохом и жить дальше. Уверена, эта сентенция звучит абсолютно во всех российских семьях: вот потому-то у россиян в мире репутация людей вспыльчивых, но отходчивых и незлопамятных. Зато у нас явная проблема с другим: выросшие в суровом климате и заточенные на борьбу, мы в упор не замечаем позитив и ждем подвоха от любых перемен, даже тех, что в лучшую сторону.
То была присказка, а вот пример. Пять лет назад жителю Тверской области было стыдно даже заглядывать на федеральные сайты и в крупные группы в соцсетях, посвященные автомобилям и путешествиям. Везде гуляли издевательские мемы про тверские дороги, а наша акция «Ямы в цвет» громыхнула так, что в итоге обсуждалась даже на встречах общественников с Владимиром Путиным.
Лично мне врезалась в память еще одна позорная история: знаменитый российский повар ехал на мероприятие на Селигер, но по пути из-за жутких выбоин и ям пробил колесо на джипе. Было стыдно: ведь, зазывая гостей, мы, журналисты, всегда лукаво умалчивали о том, что добираться придется не по асфальту, а по направлениям.
Неудивительно, что с темы дорог неизменно начинал все свои первые совещания в Тверской области и Игорь Руденя, только прибыв в регион. Планы, родившиеся по итогам этих совещаний, казались нереальными и звучали для недоверчивого тверского уха как сказки. Первые миллиарды, полученные областью летом 2016 года на дорожные ремонты из федерального бюджета, многие скептически называли «выборными», а через год обитатели соцсетей уже дружно искали подвох в прибытии московских дорожных бригад и ремонте тверских магистралей…
Так, в словесных баталиях и вечных подозрениях мы не заметили, как знаменитый дорожный мем ушел в прошлое – конечно, не сам по себе, а вместе с самыми разбитыми дорогами, которые много лет были притчей во языцех. Как ни крути, а тверские магистрали действительно приведены в порядок и по весне с них ничего не сошло. Дорога на Осташков, которую в шутку называли полосой препятствий от столичных туристов, заасфальтирована, и колес с джипов на ней больше никто не теряет. Такие закрытые дорожные «гештальты» есть в каждом районе. Почему же мы делаем вид, что этого не замечаем? Почему не хотим признать очевидный факт, что у Тверской области за два с половиной года есть заметные успехи в дорожной отрасли? Более того: это тот нечастый в наших отечественных административных реалиях случай, когда все идет точно по однажды намеченному плану. Сначала ремонт прошел на основных туристических направлениях, теперь фокус сместился на дороги, ведущие к социальным объектам и крупным инвестиционным площадкам. Ясна и задумка областного руководства, придумавшего такую модель: хорошие дороги увеличивают турпотоки и улучшают показатели инвестиционной привлекательности региона, а значит, потраченные на ремонт деньги очень быстро вернутся в областной бюджет в виде налогов.
Увлекшись обсуждением мусорной реформы, широкая интернет-общественность «не заметила» озвученные суммы вливаний в дорожную областную сеть, запланированные на этот год. Между тем, в 2019 г. объем дорожного фонда превысит 10 миллиардов рублей. Это огромные деньги, и на одно перечисление объектов, которые будут отремонтированы на них в течение года, может уйти пара-тройка газетных номеров. Если вспомнить, что в каком-нибудь 2015 году во всей Тверской области за год ремонтировалось около 30 километров дорог, впору протереть глаза и засомневаться: такое бывает?
Я долго думала, чем закончить эту колонку. И вдруг вспомнила, как недавно ехала в поезде, а попутчик, услышав, что я из Твери, сказал: «Тверь? Сам не бывал, а вот друзья бывали, город понравился, говорят, и дороги у вас там неплохие…». Наверняка он не понял, что именно так удивило меня в его словах и почему в воздухе вдруг повисла пауза.
Но и мы, журналисты, так же трудно расстаемся с мемами, как наши читатели. Даже когда они, слава богу, уже неактуальны.
Юлия ОВСЯННИКОВА
фото: Влад Музафаров