Грядет дата со многими смыслами
На следующей неделе Тверь отметит 700-летие подвига святого благоверного князя Михаила Тверского – своего небесного покровителя и одного из тех немногих исторических героев, который вписан в современный тверской историко-культурный, ментальный код.
О духовных смыслах даты, о важности князя для российской и тверской истории в эти дни прозвучит немало, мне же хочется остановиться вот на каком интересном моменте. Казалось бы, между нами, средневековой Русью и трагическими событиями в Орде – 700 лет: а вокруг князя до сих пор идут споры. Например, в Торжке нет ни одного придела во имя Михаила Тверского, не довелось мне встречать в местных храмах и его икон: потому что столетия назад тверское войско во главе с князем нанесло древнему городу сильный урон. А вот пример с другой стороны: когда в Клину появился знак с князем Юрием Даниловичем Московским, в Твери многие обиделись. «Это же он оклеветал нашего Михаила!» – всерьез ломали копья в соцсетях.
Однако историки говорят: никакого противоречия тут нет. Просто мы сейчас оцениваем события, происходившие в средневековой Руси, с позиций единой нации: людей, живущих в одном государстве. Во времена же Михаила Тверского тверитянин, новотор и москвич братьями по крови и духу, одним народом себя не считали. Максимум – соседями: как сейчас Россия и Украина.
Трагическая история Михаила Тверского – это еще и о национальной, гражданской разобщенности: о том, какой ценой, по какому тернистому пути мы шли к единому государству, к централизации и федерализации, к общему литературному языку и в целом культуре, к бытовым привычкам, к общему учебнику истории. И какая в общем-то разница, что в жизнеописании святого благоверного князя Михаила Тверского от агиографического канона, а что от реального человека: его духовный подвиг, разойдясь по Руси в устных рассказах, стал одним из сюжетов объединяющего, общенационального характера.
Известно, что часть торжеств на следующей неделе пройдет в Москве. Организаторы проговариваются (пока осторожно – вдруг форс-мажор?): будет служба в одном из храмов Кремля на очень серьезном уровне с множеством гостей. Интерпретировать такой высокий статус можно поразному: политологи увидят в этом очередную примету роста влияния и веса Тверской области на федеральном уровне при действующем региональном руководстве, имея в виду, в первую очередь, губернатора Игоря Руденю. Люди, глубоко погруженные в жизнь Церкви, увидят в этом, возможно, некое восстановление справедливости (Михаил Тверской, по мнению многих, был как святой довольно долгое время недооценен) и повод отрефлексировать все трагические последствия внутренних расколов, противостояний.
А на мой взгляд, очень важно, что на наших глазах происходит некое примирение Твери и Москвы. Или нет, не так: не примирение – ведь мы не ссорились, а окончательное признание нашего тверского исторического опыта семисотлетней давности, нашей тяжелой травмы, нашей внутренней трагедии постмонгольского периода достойной всероссийского уважения, почитания.
В этой логике семисотлетие празднования духовного подвига Михаила Тверского – это не только повод порассуждать о тверском историко-культурном коде в русле краеведения. Это тема для размышления о нашей национальной идентичности, о важности единства, о важности обычной человеческой мудрости, об умении прощать и, конечно, о важности вовремя проводить границы между прошлым, настоящим и будущим.
В том и заключается вся красота даты, которую мы отметим на следующей неделе: она из прошлого, но смысл ее – в будущем.
Величаем тя, благоверный княже Михаиле, и чтим святую память твою!
Юлия ОВСЯННИКОВА