Среда, 27 мая / 01:47

16+
Ретроспектива. Бежечанин в небе Украины

Ретроспектива. Бежечанин в небе Украины

Ретроспектива. Бежечанин в небе Украины

К 105-­летию нашего земляка – Героя Советского Союза Петра Михеевича Иванова (1913–1943)

Изучение биографий наших земляков-­героев превращается нередко в историческое расследование, и поражаешься тому, что за 70 с лишним лет никто этого не сделал. Ведь были живы однополчане, земляки, родственники… Сейчас выяснить истину гораздо труднее.

Ни в одном из известных мне документов и исторических трудов нет правильного написания названия бежецкой деревни, в которой родился Герой Советского Союза истребитель­-ас Пётр Иванов. На его могильной плите в воинском мемориале в Запорожье выбито золотом, что здесь лежит Пётр Михайлович Иванов, командир 816­-го авиаполка, родившийся в селе Самарово Калининской области. В действительности его звали Пётр Михеевич, командовал он 866-м авиа­полком, родился в деревне Саморядово Тверской губернии. Пять принципиальных ошибок в одной надписи, причем сделанной на захоронении Героя, то есть ошибки утверждены официально!

После этого уже не кажется удивительным, что во многих документах (даже в представлении к званию Героя) деревню именуют Самородово, и поэтому бесполезно искать ее в таком написании на карте Тверской области. В некоторых справочниках местом рождения Петра Иванова называется деревня Новотулка Саратовской области, куда их семья переехала гораздо позднее. В одном военном труде запутавшиеся в неувязках историки написали: «Родился в деревне Самородово (Новотулка)», объединив селения Тверской и Саратовской областей.

Итак, Пётр Михеевич Иванов родился 19 октября 1913 года в не существующей ныне деревне Саморядово Бежецкого уезда Тверской губернии. Мы нашли ее на левом берегу речки Лезенки, близ старинной дороги, что вела от Бежецка на север уезда – в нынешний Молоковский район. К западу от деревни лежит обширнейшее болото, а со всех других сторон – поля, где бежецкие крестьяне выращивали рожь, овес и лен. Жившая в это время в соседнем Слепнёве и создавшая здесь великие поэтические творения Анна Ахматова писала в автобиографии об этой местности: «…распаханные ровными квадратами на холмистой местности поля, мельницы, трясины, осушенные болота, «воротца», хлеба, хлеба». А меж ними, как она писала в «Белой стае», –

Таинственные тёмные

селенья –

хранилища

бессмертного труда.

Пока не удалось выяснить, когда и при каких обстоятельствах семья Ивановых переехала в Саратовскую область и сколько лет там провел Пётр, но известно, что с 1930 года он жил в Златоусте, окончил там семь классов и школу фабрично­-заводского ученичества при заводе имени Ленина, затем работал токарем на этом заводе. В 1933 году его призвали в Красную Армию, и он, окончив военную школу пилотов в Севастополе, служил в звании лейтенанта младшим летчиком в 56­-й истребительной авиабригаде Киевского военного округа.

Вскоре Петру Михеевичу в числе советских летчиков­-добровольцев довелось участвовать в гражданской войне в Испании против фашистов. С августа 1937 года за семь месяцев он совершил на самолете И­-15 около 50 боевых вылетов, участвовал в нескольких воздушных боях. Воевал храбро и умело, был награжден орденом Красного Знамени. Вернувшись на родину, он командовал эскадрильей в Киевском военном округе. Свое мастерство и боевой опыт нашему земляку довелось применить и в «зимней войне» с финнами 1939–1940 годов. Так что к боям Великой Отечественной войны капитан Иванов пришел уже с семилетним опытом сражений с врагами.

Он воевал на Юго-­Западном, Сталинградском и 3-­м Украинском фронтах. Особенно ярко летчик­-истребитель Иванов проявил себя в 866-­м истребительном авиаполку, в командование которым вступил весной 1943 года. В составе 288-­й истребительной авиадивизии полковника Бориса Смирнова полк участвовал в Курской битве.

В военно-­исторической литературе есть описание нескольких схваток Иванова и его истребителей с фашистскими самолетами. Так, 22 августа 1943 года, приняв информацию о появлении большой группы фашистских бомбардировщиков, командир полка майор Иванов поднял в воздух все исправные машины – 22 самолета Як­-1 – и сам повел их в бой. Близ линии фронта наши летчики встретили 48 бомбардировщиков Ju­87 и 8 истребителей Me­-109 и FW­-189, шедших плотным строем и имевших целью нанесение удара по нашим наступающим войскам у села Долгенького Харьковской области. Несколько наших самолетов переключили на себя внимание вражеских истребителей, а основная часть группы во главе с командиром полка активно атаковала бомбардировщиков. Иванов дал прицельную очередь по головному «юнкерсу» и поджег его. Уже после первой атаки враг потерял 4 бомбардировщика, строй их был нарушен, а бой только разгорался. Истребители имеют преимущество в скорости, и наш земляк быстро догнал нового вражеского лидера. Тот применил хитрый тактический прием, имитировав повреждение, выпустив дымный след и обозначив беспорядочное падение. Но Иванову этот прием был известен еще по боям в Испании, поэтому он продолжил преследование и на малой высоте расстрелял «юнкерс», вогнав его в землю. За 23 минуты боя немцы потеряли 10 машин и не сумели отбомбиться. Наша группа вернулась на аэродром без одного самолета, приземлившегося с повреждением в другом месте.

Уже на следующий день майор Иванов во главе 26 истребителей провел бой над селом Бражевкой с 66 бомбардировщиками и 20 истребителями противника. Несмотря на огромный численный перевес врага, вновь удалось предотвратить бомбардировку наземных войск, сбив при этом 14 немецких самолетов. Два из них, как и накануне, уничтожил командир полка.

Наступило утро другого дня, и в районе села Долгенького 18 «яков» 866­-го полка во главе с командиром встретились с 68 фашистскими самолетами, сбив 8 из них. Таким образом, только в течение трех дней были уничтожены 32 самолета врага.

В битве за Днепр осенью 1943 года действия летчиков-­истребителей 866­го полка спасли тысячи жизней пехотинцев, артиллеристов и танкистов, переправлявшихся через реку. Комдив полковник Смирнов писал об Иванове в книге «Небо моей молодости»: «Его полк был лучшим в дивизии и выполнял самые сложные задания». К этому времени Пётр Михеевич был награжден уже тремя орденами Красного Знамени.

15 октября, за четыре дня до 30-­летия, Иванову было присвоено звание подполковника.

За два года войны он 299 раз поднимался в воздух на боевые задания, прикрывая войска, сопровождая штурмовики и бомбардировщики, вылетая на штурм войск и аэродромов противника, на разведку, корректировку артиллерийского огня и перехват вражеских самолетов. В 80 воздушных боях наш земляк сбил 17 самолетов противника.

Последний бой он провел в небе Правобережной Украины, над Нижней Хортицей, 28 ноября 1943 года. На его небольшую группу истребителей вышли 6 «мессеров» и «юнкерсов». Подполковник Иванов вместе с ведомым, лейтенантом Колдуновым, завязал воздушный бой. Внезапно еще одна пара «мессеров» атаковала самолет командира сверху и сзади и подбила его. Як-­1 стал пикировать, в 300 метрах от земли Иванов выпрыгнул с парашютом, но он порвался, зацепившись за хвостовое оперение. Летчик упал на берег Днепра и умер от полученных ран и сильных ушибов.

26 октября 1944 года подполковнику Петру Михеевичу Иванову посмерт­но было присвоено звание Героя Советского Союза. Его 866-­й истребительный Измаильский ордена Суворова авиационный полк участвовал в освобождении Западной Украины, а затем в боевых действиях над территорией Румынии, Болгарии, Югославии и Венгрии.

7 ноября 1944 года в районе югославского города Ниша произошла трагедия, в которой достойнейшим образом проявил себя 866-­й истребительный авиаполк. Две группы американских самолетов Р-­38 «Лайтнинг» одна за другой атаковали колонну советских войск – якобы по ошибке. Было убито до 20 советских солдат и офицеров, в том числе командир стрелкового корпуса генерал Котов и командир дивизии генерал Степанов. Для отражения налета в воздух поднялась эскадрилья истребителей во главе с Героем Советского Союза Александром Колдуновым. Рискуя жизнью, он приблизился к американским самолетам, показывая им красные звезды на фюзеляже, но был обстрелян, а два советских самолета «союзники» сбили. Ответным огнем были уничтожены три самолета США, в том числе одного сбил Колдунов, но, конечно, в список боевых побед его нашему летчику не засчитали. Наконец, ему удалось добиться прекращения боя, поставив свой самолет буквально перед носом ведущего группы американцев.

Произошел огромный дипломатический скандал. Сталин был в гневе, американцы признали ошибку, президент Рузвельт принес извинения за «досадный инцидент», сославшись на потерю американскими экипажами ориентировки. Представители США утверждали, что их самолеты шли штурмовать фашистские войска, отступавшие из Греции в Триест. Ошибка на 400 километров?! Есть имеющая право на жизнь версия, что американцы планировали нанесением столь жестокого удара по русским заставить нас ввести в свои штабы союзных наблюдателей (об этом было прямо сказано Сталину послом США Гарриманом), чтобы более полно контролировать и распознавать намерения СССР в Европе. Сталин категорически отверг это предложение.

Александр Иванович Колдунов, ведомый нашего земляка, взращенный Петром Михеевичем Ивановым в аса, стал дважды Героем Советского Союза, главным маршалом авиации, главнокомандующим войсками ПВО страны и заместителем министра обороны СССР. Его служебную карьеру оборвал полет немецкого пилота-­любителя Матиаса Руста в 1987 году с приземлением у Красной площади.

В честь Героя Советского Союза Петра Михеевича Иванова названа улица в Запорожье, которое он освобождал. А вот надпись с пятью смысловыми ошибками на его надгробной плите в воинском мемориале надо бы аккуратно заменить на правильную.

Михаил СЛАВИН

443
Читайте также

Калязинские дети встречают лето красками

Калязинские дети встречают лето красками

Конкурс рисунков на асфальте

Пропускной режим на территории Конаково продлен

История одного солдата: Иван Кудрявцев всю жизнь посвятил тверскому краю

История одного солдата: Иван Кудрявцев всю жизнь посвятил тверскому краю

Он родился в деревне Машкино Молоковского района Калининской области

Яндекс.Метрика
Тверские ведомости