Революция для пассажира: Тверь переходит на новую модель пассажирских перевозок | официальный сайт «Тверские ведомости»
подписка

Революция для пассажира: Тверь переходит на новую модель пассажирских перевозок

09:55

03 декабря 2019

884

Революция для пассажира: Тверь переходит на новую модель пассажирских перевозок

«Пассажирская реформа» в Верхневолжье набирает обороты. В сентябре объявили о создании нового государственного учреждения «Организатор перевозок Тверской области», а в последние дни ноября появилась информация о проведении конкурентных процедур по выбору организаций-перевозчиков. Общая сумма контрактов, которые будут заключены с перевозчиками, составляет 23 млрд.рублей на 7 лет. Новая модель пассажирских перевозок начнет действовать не позднее середины февраля следующего года. А сейчас самое время ответить на три главных вопроса любой реформы: для чего это делается, кто от этого выиграет и что получит рядовой потребитель транспортных услуг в итоге.

 

Для чего это делается

Все очень просто: государство возвращается в отрасль, стратегически важную для каждого. Этот процесс начался не вчера и касается, прежде всего, тех сфер, которые связаны непосредственно с обеспечением качества жизни. Вспомним: до этого был создан единый кассово-расчетный центр, сделавший прозрачной работу управляющих компаний, потом под государственный контроль вернулось теплоснабжение и водоснабжение. В начале этого года очередь дошла до вывоза мусора, полномочия по вывозу бытовых отходов передали региональному «мусорному оператору». Следующий шаг – пассажирские перевозки. Схема уже отработана: создается государственное предприятие, куда передаются активы, вводятся стандарты по предоставлению транспортной услуги, пассажирские перевозки берутся под контроль.

Пассажирские перевозки, возможно, последняя крупная отрасль региональной экономики, в которой предстоит навести порядок. Что представляют сегодня городские маршрутки, видят все. Какие-то непонятные люди закупают сомнительного качества автобусы, а в них за рулем сидят водители, в чьей квалификации нет уверенности. Существуют маршруты «денежные», с большим пассажиропотоком, и те, которые не обладают коммерческой привлекательностью. Вы платите деньги за проезд, но никаких билетов вам не выдают. Вы хотите воспользоваться государственной льготой за проезд, но водители в упор «не видят» никаких пенсионных и ветеранских книжек. Пассажирские перевозки сегодня – самая непрозрачная, коррумпированная и опасная для потребителя сфера услуг. Сколько налички, необлагаемой налогами, крутится там каждый день, сколько чиновников, полицейских и контролеров ловит рыбку в этой мутной воде, сколько незарегистрированных гастарбайтеров садится каждый день за руль – этого не знает никто. Тверь остается последним крупным городом, где пассажирские перевозки работают по модели, созданной еще в 90-е. И сейчас самое время начать избавляться от этого тухлого наследия.

Поэтому первое, для чего проводится «пассажирская реформа» – это обеспечение безопасности пассажиров. Второе – наведение порядка в системе общественного транспорта: чтобы платили налоги, предоставляли льготы, соблюдали закон – в том числе и правила дорожного движения, которые водители маршруток не очень соблюдают. Второе – это эффективность используемых бюджетных средств. Новое государственное предприятие отвечает за свою деятельность перед областным правительством, а также перед инвесторами, главным из которых является корпорация развития ВЭБ.РФ. Напомним, что именно эта госкопорация согласилась профинансировать создание в Твери единого пассажирского перевозчика.

Так что реновация пассажирских перевозок в Тверской области – не импровизация, не блажь, а часть системной продуманной политики. Как это будет происходить, можно понять на примере «мусорной реформы». В первые дни возможны какие-то шероховатости, несогласованные действия, но потом система начнет работать как часы. Вы много сейчас слышите жалоб, касающихся вывоза мусора? А года два назад «мусорная тема» не покидала информационной повестки. Объяснение простое – навели порядок.

 

Кто от этого выиграет

Уже неоднократно говорилось, что главными бенефициарами «пассажирской реформы» станут рядовые пассажиры. Единый перевозчик – государственное предприятие, которое соблюдает все требования, предъявляемые законом, в том числе трудовым законодательством. Поэтому вы можете быть уверены, что водитель, который сидит за рулем вашего утреннего автобуса, перед сменой осмотрен врачом, что у него есть опыт, квалификация, есть водительские права с открытой «автобусной» категорией (такие не всегда есть у «маршрутчиков»), а транспорт проверен механиком. Вы можете не сомневаться, что за работой водителя следят не только пассажиры, но и его руководители, а также всякие автоматические устройства вроде тахографов.

И это далеко не все! Сразу несколько категорий пассажиров получат то, чего они не имеют сейчас. Например, пенсионеры, федеральные и региональные льготники смогут пользоваться своими льготами. Сегодня частные перевозчики их в упор не видят, в маршрутке работают не государственные законы, а законы бизнеса – все платят одинаково. В государственных автобусах льготным категориям граждан будет обеспечен бесплатный проезд.

Еще одна большая категория – так называемые маломобильные пассажиры, их только в Твери несколько тысяч. Речь об инвалидах, людях с ограничениями по здоровью, о мамах с колясками, о пожилых людях, которым порой невозможно подняться в маршрутку по ступенькам. Специально для их перевозки все новые автобусы, которые сейчас будут приобретаться для единого перевозчика, будут низкопольными, просторными, чтобы на площадке поместился и человек в инвалидной коляске, и женщина с коляской для малыша. Сегодняшний общественный транспорт для «маломобильных» пассажиров недоступен.

От введения новой системы, несомненно, выиграют жители новых жилых микрорайонов Твери, куда сейчас маршрутки не ездят – частникам они невыгодны. Расширение зоны транспортного обслуживания планируется до новых жилых микрорайонов областной столицы, кроме того, в новую маршрутную сеть включат шесть населенных пунктов Калининского района. Проводились исследования пассажиропотоков, и специалисты считают, что за счет вовлечения новых пассажиров «пропускная способность» системы общественного транспорта в новой модели увеличится не менее чем на 10% – до 18 тысяч пассажиров в час. Интервалы движения транспортных средств в центре города будут составлять в среднем от 2 до 4 минут, в отдаленных районах – от 5 до 15 минут. Контроль соблюдения расписания будет осуществляться в автоматическом режиме, за каждое нарушение предусмотрен штраф.

Наконец, в выигрыше останутся люди, которые сегодня живут на трассах «невыгодных» маршрутов, в отдаленных районах области, в Жарковском или Бельском. Прежде перевозчики получали из бюджета компенсации за сохранение так называемых «социальных» маршрутов, теперь единый перевозчик берет на себя обязательства по сохранению маршрутной сети, которая должна закрыть всю территорию региона, включая самые отдаленные и труднодоступные уголки. Пока речь идет о том, что государственный перевозчик закроет часть «социальных» маршрутов, но в перспективе он возьмет на себя все.

 

Что получит рядовой пассажир

Комфорт, предсказуемость, прозрачность, обратную связь. На последнем настаивают особенно – чтобы пассажиры могли обращаться с предложениями по совершенствованию маршрутной сети, предлагать новые маршруты, вносить изменения в расписание. Или, скажем, захотят перенести автобусную остановку в более удобное место. Или попросят в вечернее время, в «час пик», увеличить число автобусов на линии. Единый перевозчик будет стараться сильно отличаться от того, как вели себя перевозчики частные – и прежде всего в том, что касается учета пожеланий пассажиров.

Во-вторых, экономическая обоснованность тарифа. Кто может объяснить, почему проезд в маршрутке стоит сегодня 30 рублей, из чего складывается эта сумма? Это какая-то обоснованная цена за поездку или результат ценового сговора нескольких крупных игроков рынка пассажирских перевозок? У государственного предприятия, оказывающего услуги населению, чтобы вы понимали, задача получения прибыли стоит не на первом месте. На первом месте – оказание качественной и своевременной услуги.

В-третьих, безопасность и уверенность пассажира в том, что он имеет дело не с какой-то частной конторой, а с серьезным предприятием, которое к тому же находится под контролем. И кстати, не верьте, когда вам будут говорить, что единый перевозчик создается для того, чтобы «уничтожить маршрутки». Он создается для того, чтобы сделать отрасль пассажирских перевозок, пребывающую до сих пор во временах дикого капитализма, нормальным, клиентоориентированным, конкурентным рынком услуг. Потому что сейчас у вас нет выбора, ехать в маршрутке или не ехать – ничего другого нет, нет выбора. Как только на линию выйдут синие автобусы единого перевозчика, появится выбор. А тогда и «маршрутчикам» придется работать в новой конкурентной среде.

Они, конечно, этого не хотят. И в ближайшие месяцы, оставшиеся до начала «пассажирской реформы», мы еще много услышим разного об этом. Что вся эта идея провалится в первый же день. Что «маршрутки» являются единственным приемлемым видом общественного транспорта для такого города как Тверь. Можно понять: в середине февраля несколько десятков не очень прозрачных (да что там, совсем непрозрачных) юридических лиц, работающих на рынке общественных перевозок, начнут терять пассажиров, доходы, конкурентоспособность. Вместе с ними пострадает еще какое-то (небольшое, хочется думать) количество прикормленных чиновников и блогеров. Надо ли их жалеть?

Цель реформы – оставить на рынке пассажирских перевозок ответственных, высокопрофессиональных, легальных перевозчиков. Министерство транспорта обещает в ближайшие недели завершить разработку регионального стандарта в сфере пассажирских перевозок, где, в частности, особое внимание уделено техническому состоянию автобусов и профессиональной подготовке водителей. Так что появление «единого перевозчика» в сфере общественного транспорта пойдет на пользу всем. К тому же новая модель пассажирских перевозок принесет нашей экономике мультипликативный эффект: помимо создания 1000 новых рабочих мест, изменится и транспортная, и социальная реальность региона, психологическое ощущение каждого, кто пользуется общественным транспортом. Ждать осталось недолго.

Владислав Толстов

0
"Тверские ведомости" теперь в Дзене! Подписывайтесь на наш канал и читайте только важные новости. Также присоединяйтесь к нам в ВК, ОК и Телеграм.

Из этой же рубрики

Лента новостей

Жители деревни в Тверской области привели в порядок могилы предков

22:13 / 18.04.2024 226

Комитет регионального парламента по экономической политике и предпринимательству провел заседание

21:58 / 18.04.2024 183

Лишь угроза административного ареста заставила осташа выплатить долг по алиментам

21:24 / 18.04.2024 190

Губернатор Игорь Руденя поручил отремонтировать ржевские больницы и закупить оборудование для них

20:55 / 18.04.2024 340

В Твери перекроют некоторые улицы в День Победы

20:23 / 18.04.2024 170

Не для грустных: нарколог рассказал, кому и когда не стоит пить кофе

19:46 / 18.04.2024 1970

Губернатор Тверской области проинспектировал строительство водозаборных сооружений в Ржеве

19:37 / 18.04.2024 221

Тверские росгвардейцы сдали кровь и ее компоненты

19:15 / 18.04.2024 302

В Тверской области «Единая Россия» провела Всероссийский субботник

18:51 / 18.04.2024 171

Суд в Верхневолжье постановил депортировать двух мигрантов-нарушителей

18:19 / 18.04.2024 691

Постоянный «клиент»: тверские полицейские поймали любителя воровать из продуктового магазина

18:01 / 18.04.2024 431

Руководитель УФНС России по Тверской области подвел итоги 2023 года на расширенной коллегии

17:51 / 18.04.2024 188

Губернатор Игорь Руденя пообещал отремонтировать плац у школы в Ржеве

17:14 / 18.04.2024 436

Суд в Тверской области вынес приговор жителю Подмосковья, прокатившему полицейского на капоте машины

16:50 / 18.04.2024 486

В Тверской области проводили в последний путь старшего снайпера Зыкова Олега

16:35 / 18.04.2024 2382

Энергетики «Тверьэнерго» готовятся к работе в условиях непогоды

16:04 / 18.04.2024 351

В Ржеве губернатор Игорь Руденя посетил предприятие по выпуску систем отопления транспортных средств

15:49 / 18.04.2024 336

Дмитрий Капустин, который пропал в Твери, найден

15:38 / 18.04.2024 1903

19 апреля в Твери, Весьегонске, Осташкове и Селижаровском округе запланировано отключение электричества

15:28 / 18.04.2024 997

В 2024 году отремонтируют территорию возле Торопецкой ЦРБ

15:01 / 18.04.2024 368

Губернатор Игорь Руденя посетил два предприятия в Ржевском округе

14:48 / 18.04.2024 2123

В Ржевском округе Игорь Руденя ознакомился с ходом ремонта моста через реку Большая Лоча

14:22 / 18.04.2024 719

МегаФон обеспечил 4G-интернетом Александровскую слободу

14:08 / 18.04.2024 266

Житель Красного Холма осужден за кражу денег у своего отца

13:50 / 18.04.2024 336

На озере Селигер Тверской области продолжается рост уровня воды

12:59 / 18.04.2024 384

В Вышнем Волочке Тверской области сгорела бытовка

12:41 / 18.04.2024 497

МЧС: дождь с мокрым снегом и усиление ветра ожидается в Тверской области

12:21 / 18.04.2024 5470

В Тверской области сотрудники ФСБ пресекли противоправную деятельность владельцев SIM-боксов

12:11 / 18.04.2024 705

В Твери проходит акция «Доброта, сочувствие, помощь!», приуроченная к Национальному дню донора

11:44 / 18.04.2024 461

Опрос ВТБ: более половины россиян считают, что человечество вскоре не сможет жить без искусственного интеллекта

11:43 / 18.04.2024 277