В эти дни мы отмечаем одну из самых знаменательных дат в истории человечества. 50 лет назад наш соотечественник Юрий Гагарин совершил первый в истории цивилизации полет в космос.
Это колоссальное достижение отечественных ученых и инженеров, наших космонавтов. Да и всего народа – тоже. Страна, еще не оправившаяся тогда от последствий страшной войны, добившись такого прорыва, бесспорно, совершила подвиг. И я сомневаюсь, что его мог бы совершить другой народ. Наша страна это сделала.
Космос и сегодня остается для России одним из безусловных приоритетов. Мы занимаем здесь хорошие позиции. Достаточно сказать, что в 2010 году Россия совершила 31 космический запуск, заметно оторвавшись от всех конкурентов. Численность нашей орбитальной группировки составляет 114 аппаратов.
И мы продолжаем идти вперед. В нынешнем году федеральный бюджет направит на отечественные космические программы 115 миллиардов рублей – сумма более чем внушительная.
Важнейшая цель, которая стоит перед Россией в космическом секторе, – используя свои конкурентные преимущества, укрепиться на рынках соответствующих услуг.
По оценкам специалистов, к 2015 году доля России здесь может составить около 15 процентов. Это значит, что и страна в целом, и предприятия отрасли, их сотрудники будут иметь хороший источник дохода.
Но для всех нас не менее важно задуматься об использовании космических технологий для социальноэкономического развития собственной страны.
На практике – и во многих российских регионах такой опыт уже наработан – космические программы связаны с вполне «приземленными» проектами, дающими абсолютно осязаемый эффект.
Пожалуй, самый показательный пример связан с внедрением ГЛОНАСС.
Так, в субъектах Федерации, где такие системы начали устанавливать на муниципальный транспорт, экономия топлива достигала 25 процентов. Очевидно, что это дает ощутимое сокращение бюджетных расходов. Я уже не говорю про общественный транспорт, где снижение расходов на горючесмазочные материалы позволяет сдерживать рост стоимости проезда.
Колоссальное значение имеет использование систем космической навигации для работы экстренных служб. Уже сейчас мы имеем множество примеров, как эти системы помогают раскрывать преступления. А оснащение соответствующими приборами автомобилей позволяет на 30 процентов сократить время прибытия «скорой помощи» на место ДТП. За этими цифрами – реально спасенные человеческие жизни.
Еще один интересный пример. Новейший локомотив 2ЭС10, благодаря оснащению системой ГЛОНАСС, может в автоматическом режиме проходить семафоры. Это, конечно, существенно повышает безопасность перевозок.
Если отойти от вопросов, связанных с транспортом, то стоит вспомнить о геодезии и кадастровых работах. Применение спутниковой навигации, по данным экспертов, сокращает затраты на выполнение кадастровых работ сразу в два раза.
Навигация – лишь один из примеров того, как космические технологии могут использоваться для решения реальных экономических и социальных задач. А ведь есть еще космическая связь, космический мониторинг, так называемое дистанционное зондирование – в прошлом году в контроле паводкоопасных участков было задействовано сразу десять спутников.
Словом, космические технологии сегодня имеют множество прикладных приложений. А их внедрение быстро окупается. Поэтому очень важно, чтобы и предприятия, и власти на местах научились их использовать, не боялись инвестировать в это направление, разрабатывали и внедряли соответствующие программы.
Наша страна открыла человечеству дорогу в космос. Мы должны не только гордиться этим. Мы должны научиться этим пользоваться сегодня.
Борис ГРЫЗЛОВ, председатель Государственной Думы РФ