Министр финансов РФ Алексей Кудрин 27 июля объявил, что «потенциал транспортного налога недостаточен», поэтому к следующему году его уменьшат вдвое, но при этом повысят ставку акцизов на топливо. По мнению главного финансиста страны, тот, кто ездит больше, должен больше и платить. А кто в каждой нормальной стране больше ездит? Правильно – водители общественного транспорта.
В случае отмены транспортного налога и его включения в стоимость акциза на топливо, по сути, произойдет отмена всех налоговых льгот, которые есть сейчас у предприятий Тверского региона, осуществляющих социальные задачи по обеспечению населения транспортом.
На сегодняшний день местным автопредприятиям региональным законодательством предоставлены льготы по уплате транспортного налога. Так, предприятия общественного транспорта выплачивают в казну 30 процентов от размера транспортного налога. Планируемые российскими властями новшества приведут к тому, что предприятия станут уплачивать налог полностью. Это существенно подкосит возможности автопредприятий, которые и так держатся на плаву из последних сил.
Конечный потребитель – пассажир – не пострадает в том случае, если государство предусмотрит для предприятий общественного транспорта какие-либо налоговые преференции либо будет возмещать часть расходов на топливо. На сегодняшний день тариф на проезд, установленный в 2008 году, уже не компенсирует и не возмещает расходы автотранспортных предприятий. По данным Росстата, рост цен на топливо по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составил около 20 процентов. Соответственно и тариф на проезд в общественном транспорте должен составлять не менее 12 рублей за одну поездку. И это без учета расходов на запчасти, ремонт, электроэнергию, которые также подорожали.
Июльские новшества ставят под угрозу существование среднего бизнеса – то есть тех самых перевозчиков, благодаря которым в районах еще хоть
Для того чтобы тверские перевозчики смогли адаптироваться к происходящим изменениям, меры нужно принимать уже сейчас. Депутатам всех уровней необходимо заложить в бюджеты расходы на компенсацию автопредприятиям затрат, связанных с оплатой топлива и других энергоносителей. Предприятиям общественного транспорта, выполняющим социальные задачи, нужно предоставлять топливо и другие энергоресурсы по льготным ценам. А также предоставить налоговые льготы либо иные возможности сокращения налогового бремени и повышения доходности от основной деятельности, которая регулируется государством. Например, вместо отнесения на затраты сумм входящего НДС по оплате по топливу предоставлять предприятию возможность предъявлять суммы НДС к возмещению из бюджета. Для этого, конечно, нужно вносить соответствующие изменения в Налоговый кодекс. Но это должны сделать депутаты всех уровней, используя свое право законодательной инициативы. И последнее: нужно увеличить стоимость тарифа до размера, позволяющего компенсировать расходы в полном объеме. Иначе получается, что, строя дороги, мы уничтожаем тех, кто возит по ним пассажиров.
Владимир ГУСТОВ,
ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР НЕКОММЕРЧЕСКОГО ПАРТНЕРСТВА «ТВЕРСКОЙ АВТОТРАНСПОРТНЫЙ СОЮЗ»