Тверской ТЮЗ, как все учреждения культуры страны, закрыт для посещений, однако, насколько это возможно в условиях карантина, продолжает жить, но теперь уже онлайн.
На сайте и в соцсетях регулярно появляются записи спектаклей, видеоролики, артисты читают стихи и рассказы, проводят тренировки, дают уроки по сценречи. А заведующая бутафорским цехом Светлана Белова придумала свой формат участия в культурной жизни города – она проводит мастер-классы по изготовлению поделок, полезные прежде всего родителям, которые не знают, чем занять своих детей.
Как говорит Светлана, идея снимать ролики невольно подсказала дочь Рита. Сейчас ей семь лет, она еще не учится в школе, но уже в пять лет устраивала игры, в которых принимали участие ее куклы, и вместе со старшим братом Никитой снимала это на смартфон.
– Когда директор театра предложил техническим цехам придумать что-нибудь интересное, я с удовольствием согласилась, – рассказывает Светлана Белова. – Такого опыта у меня не было – я работаю обычно одна, и о том, чтобы делиться в интернете опытом, даже не думала. Но если мы сидим дома, и я все время вовлекаю своих детей в творческую деятельность, почему бы не показать ее и другим людям? Ведь чтобы заинтересовать ребенка процессом создания нового, надо в его присутствии начать делать это.
По дороге творчества
К первому мастер-классу ей не надо было и готовиться: без дела-то скучно, вот она и замесила соленое тесто, из которого со своими ребятами собиралась к Пасхе вылепить зайчиков. Осталось только включить камеру и снять на видео. Первый урок всем понравился, и ей предложили выпускать их регулярно. Светлана занимается авторской куклой, делает мишек Тедди и оригинальные брошки, но для уроков отбирает пока темы попроще, чтобы поделки были под силу даже маленьким детям.
– На следующем занятии мы будем создавать традиционную народную куколку из ниток, – делится планами на будущее наша героиня. – Она связана с моим детством: делать, а потом наряжать кукол было моим любимым занятием. У меня с них и началось главное увлечение – рукоделие, рисование, вообще, декоративно-прикладное творчество. Помню, когда мне было шесть лет, я приставала к маме: «Мне скучно! Чем бы заняться?». «Я найду тебе занятие», – сказала мама и показала на гору грязной посуды и немытый пол. Я сообразила, что искать занятие мне придется самостоятельно. Но однажды, когда у мамы было хорошее настроение, она стала показывать, как делать кукол. Потом, в школьные годы, я ходила на разные кружки, куда только можно было попасть, – вязания, рисования, вышивки, лепки. Училась в музыкальной школе, выступала на сцене, но публичная деятельность не особенно грела – больше нравилось что-то делать своими руками, например, модельную куклу. Интернета не было, приходилось информацию добывать по крупицам, придумывать самой.
Первый театральный опыт
И даже когда Светлана уже оканчивала режиссерское отделение Тверского колледжа культуры, понимала, что не будет ни актрисой, ни режиссером. И как большую удачу восприняла предложение работать в бутафорском цехе ТЮЗа.
– Это было 19 лет назад. Директор театра спросил, владею ли я звуковой техникой, и сказал, что в радиоцех на полставки требуется сотрудник. А мы в колледже все делали – были актерами и режиссерами, осветителями и звукооператорами, художниками и декораторами, монтировали пленку (тогда еще на бобинах работали). Все это было знакомо, и мне, безумно влюбленной в театр, ужасно интересно.
Первым спектаклем для молодого специалиста стал «Трехгрошовая опера», в котором она принимала участие и как актриса на подтанцовке. Декорации простые: рамы, обтянутые серебристой сеткой, которые надо было монтировать с помощью степлера. Светлана много времени провела с папой в гараже, была, как говорится, на подхвате, и умела пользоваться многими инструментами.
Она смотрела, как опытный бутафор Евгения Маринушкина делала игровой реквизит для этого спектакля – коня, внутрь которого по ходу действия залезал актер, училась тому, как резать поролон, как его клеить и обшивать тканью. Потом увидела, как Евгения делает маленьких куколок, буквально из всякого бросового материала – кусочков пенопласта, обрезков ткани, веревок и всего, что есть под рукой. Это было чудо: в процессе создания кукла сама как бы подталкивает своего творца, подсказывает ему следующий шаг на пути к рождению игрушечной жизни.
А заведующий постановочной частью Виктор Моисеевич Жиронкин показывал, как оклеивать декорации бязью, чтобы и краска потом лучше ложилась, и не было видно теней от света прожекторов, и другим профессиональным тонкостям.
Каждый спектакль – вызов
Работа с глиной, папье-маше, другие техники были знакомы с детства, но с каждым новым спектаклем появлялись новые задачи, приходилось ли делать маски и абажуры, звериные носы и хвосты, мечи и кубки. Иногда они исполняются совместно с другими цехами – столярным или пошивочным.
Каждая вещь – всегда вызов, говорит Светлана. И вспоминает сложную работу, которую подкинул всему бутафорскому цеху спектакль «Темная история». По замыслу его авторов, стоящую на сцене фарфоровую фигуру Будды в финале разбивали так, что она рассыпалась на несколько частей. Художники нашли верное инженерное решение, слепили из глины скульптуру, отлили форму и из папье-маше создали несколько частей сборно-разборной фигуры.
Три месяца назад в ТЮЗе сыграли премьеру «Сказки Йозефа Чапека про пёсика и кошечку», где вместе с актерами на сцене появляются игрушки, вызванные к жизни воображением ребенка. И здесь без фантазии, умения и опыта бутафоров этого театра Ольги Скаковской, Насти Губенковой и руководителя цеха Светланы Беловой спектакль не смог бы состояться.
Марина БУРЦЕВА
Фото из архива Светланы Беловой