Приближающаяся дата – 200летие Отечественной войны 1812 года – весомый повод еще раз вспомнить о людях, творивших историю.
Среди них – род Сеславиных. В этом роду несколько славных имен: один из первых ржевских градоначальников Никита Степанович Сеславин, уважаемый городничий уездного центра Вышний Волочек Николай Никитич Сеславин, герой Отечественной войны 1812 года Александр Никитич Сеславин, военный инженержелезнодорожник Нил Николаевич Сеславин – опекун будущего всемирно известного музыкантавиртуоза Василия Васильевича Андреева.
И это только те Сеславины, чьи судьбы сегодня открыты и известны хотя бы по отдельным сведениям, помогающим потомкам не забывать путь своих предков. Не забывать и помнить дороги, которые они уже прошли во славу, доблесть и честь великой России.
Старинный род Сеславиных известен в Ржевском крае еще с ХVIII века.
Мелкопоместный дворянин Никита Степанович Сеславин в 1795 году в чине поручика выходит в отставку и основательно поселяется в Ржевском Поволжье. По всей видимости, в Верхневолжье он прибыл из столичного Петербурга. В собственности имеет городской дом и большую сельскую усадьбуимение Есемово, что в двадцати верстах западнее Ржева на живописном правобережье Волги при впадении в нее речки Сишки.
Семья Н. С. Сеславина была большая. Но его супруга Агапия Петровна, всего три года прожив на ржевской земле, в свои 43 года упокоится на местном кладбище при церкви Рождества Богородицы. И с того времени все домашние заботы и хозяйственные хлопоты легли на Никиту Степановича.
Детей – одиннадцать. Сыновья: Николай, Александр, Петр, Сергей, Федор – все получили образование в артиллерийском и инженерном шляхетском корпусе в Петербурге. Шесть дочерей со временем тоже были благополучно устроены: имели государственную пожизненную пенсионную помощь как наследницы одного из уважаемых людей России.
В Ржеве Никита Степанович назначается городничим. И ответственной должности он честно отдаст более двух десятков лет. А годы службы с 1795 по 1816 тогда были совсем непростыми.
Это было время больших политических перемен и событий: уход с государственной арены легендарной Екатерины II (1796 год); политические и административные нововведения Павла I. Наконец, исторические события Отечественной войны 1812 года, где с беспримерным мужеством участвовали его сыновья.
Место гражданской службы Никиты Степановича Сеславина было весьма неспокойным.
Восемнадцатое столетие повсюду отмечалось массовыми крестьянскими выступлениями, и, хотя город на Верхней Волге находился далеко от районов восстаний Разина и Пугачёва, крестьянские бунты его не миновали. Известен документ, что в феврале 1797 года тверской губернатор Поликарпов доносил генералгубернатору князю Куракину о невозможности сразу усмирить помещичьих крестьян надворного советника Чашникова из Ржевского уезда, несмотря на все усилия земства и штатных команд. А в 1811 году крестьяне деревни Кононово отказались работать на барщине, что зафиксировано в исторических материалах.
К этим неординарным сообщениям, отголоски которых находят сегодня подтверждение в архивных документах, примыкали еще и события религиозной жизни. Так, к концу XVIII века Ржев становится одним из крупнейших центров старообрядчества. Реформы патриарха Никона второй половины XVII века привели к расколу Русской Православной Церкви, внеся сумятицу в спокойную и размеренную религиозную жизнь Российского государства. Многие жители города не смирились с никоновскими нововведениями и сохранили преданность старой вере. Именно тогда началась история ржевского старообрядчества.
В это время активно развивался город и в своем экономическом направлении. С восемнадцатого века здесь начинают складываться и активно наращиваться местные центры ремесленных мастерских, давшие толчок развитию промышленности: глиняное производство, сапоговаляние, ковка топоров, пряничные промыслы и другие.
Многие купцы занимаются не только торговлей, но и вкладывают капитал в становление новых производств. Это обусловило рост мануфактур в городе. Краеведы отмечают, что уже к середине XVIII века в городе обосновалось 15 заводов, из них три – по производству красок, два – воскобойных, два – кожевенных, один – сальный.
К окончанию восемнадцатого столетия верхневолжский город становится еще и достаточно крупным центром речного судостроения, что стимулировало и открывало резервирующие новые торговые дороги, в том числе и водные пути.
Такое мирное созидание грубо нарушила Отечественная война 1812 года, оставив свои болевые шрамы на Ржевской земле: пусть непосредственно город она не захватила, а лишь обошла его стороной.
Ржев тогда стал по сути хоть и дальним, но все же прифронтовым населенным пунктом, обеспечивая военную кампанию людским ресурсом, продовольствием и фуражом. И здесь главная ответственность легла на городничего Н.С. Сеславина.
После вторжения французской армии в Россию на одном из военных советов были вынесены различные планыпроекты ведения боевых действий. Так, в частности, А.И. Чернышёв предлагал до начала полевых сражений построить новую линию укреплений и лагерей, которые следовало соорудить у Ржева, Вязьмы, Дорогобужа, Гжатска.
В тверское ополчение, насчитывавшее 13 тысяч человек, входили 1786 жителей Ржева. Исторические источники рассказывают о создании и действиях против армии Наполеона боевого отряда, сформированного в Ржевском уезде из 500 крестьяндобровольцев.
Достоверно известно, что добровольцами в егерский батальон ушли ученики Ржевского уездного училища, принимавшие участие в сражениях под Кенигсштадтом и Лейпцигом. Более половины тогда не вернулись с поля боя. Ржевские краеведы называют имена молодых солдат, вернувшихся на Ржевскую землю: Соколов, Шишков, Троицкий, Зоюдов, Воскресенский, Куприянов, Колосков, Холмецкий. Среди павших – учащиеся местного уездного училища четырнадцатилетний Николай Ивашев и семнадцатилетний Семен Лебедев.
Ржевскими купцами и дворянами для поддержания русской армии и сбора народного ополчения было пожертвовано более 30 тысяч рублей и еще 10 тысяч рублей собрано на крупу – основной солдатский провиант. Дополнительные взносы делали крестьяне, ремесленники, мещане. Так, к зиме ржевским купечеством и мещанским обществом было пожертвовано на изготовление полушубков две тысячи рублей.
Окончание Отечественной войны 1812 года еще не ставило точку в ее полном исходе. Для городничего Н.С. Сеславина вставали новые проблемы последствий войны: по обустройству госпиталя, где восстанавливали здоровье раненые и увечные; налаживание мирной жизни… Да разве перечислишь все хлопоты градоначальника.
Вероятно, треволнения и бремя военных событий, личные переживания за сыновей, тоже служивших тогда в русской армии, тяготы и невзгоды послевоенного времени сказались на здоровье и самочувствии Никиты Степановича. В 1816 году надворный советник Н.С. Сеславин скончался. А то, что он служил России честно, чему учил своих детей, говорит следующий многозначительный факт.
В одном из личных писем Александра к Николаю (его старшие сыновья) мы находим такие строчки: «В 1816 году на свадьбе Анны Павловны (великой княгини, сестры императора. – О.К.) за ужином императрица Елизавета, подошедши ко мне сзади и пожав мне плечи, сказала потихоньку: „Узнав о смерти Вашего батюшки, Государь жалованье его обратил в пенсию для ваших сестер – за заслуги, которых Россия еще не может оценить“.
Детям же Никита Степанович оставил единственное ржевское имение на волжской Сишке и 750 десятин земли. А еще добрую память о себе. Для России же – ее славных защитников – сыновейофицеров, среди которых даже генерал. А еще уважение к фамилии Сеславиных.
Ольга КУЗЬМИНА, кандидат педагогических наук
Ржев