В середине июня подведены итоги городского конкурса «Лучшее территориальное общественное самоуправление в городе Твери». Он состоял из пяти номинаций: «Лучший старший по подъезду», «Лучший старший по дому», «Лучший домовой совет (комитет)», «Лучший уличный комитет» и «Лучший ТОС с правом юридического лица». В связи с завершением конкурса уместно поговорить о процедуре его проведения и на этом фоне о проблемах развития ТОС в городе.
Главной ошибкой организаторов конкурса была оценка работы ТОС с правом юридического лица и без такого права по одним и тем же критериям. Понятно, что ТОС как юридические лица – это хозяйствующие субъекты и их работу никак нельзя сравнивать ни с уличным комитетом, ни с советом многоэтажного дома и уж тем более со старшим по подъезду ни по масштабам территории, ни по численности населения. Для ТОС – юридических лиц на первое место в качестве критерия оценки должен выходить срок их деятельности. Чем больше продолжительность деятельности совета ТОС, значит, тем качественнее он работает.
Второй важной отличительной чертой таких ТОС является участие их в работе общественных структур при органах власти (общественные палаты, общественные советы и другие). Чем в большем количестве общественных структур ТОС с правом юридического лица имеют своих представителей, тем качественнее и эффективнее может быть выстроена их работа по решению проблем территорий, на которых они действуют.
Третий критерий – это правотворческая инициатива и участие в рабочих группах Тверской городской думы по вопросам жизнеобеспечения города. И здесь необходимо иметь уже признанный авторитет, чтобы на равных с депутатами решать вопросы, стоящие перед городской властью.
Четвертый аспект – это освоение информационных технологий.
Необходимо отметить, что процесс принятия конкурсной комиссией решений носил не публичный характер. Комиссия состояла в основном из чиновников администрации города. Туда не были включены ни депутаты городской думы, ни общественники. А какую роль чиновники отводят ТОС в современных условиях, показали результаты социологических исследований, проведенные сотрудниками Тверского государственного технического университета и обнародованные в ноябре прошлого года на «круглом столе» по вопросам развития территориального общественного самоуправления. Это роль дворников в повседневных условиях и агитаторов в период избирательных кампаний. При этом лишь каждый девятый чиновник считает нужным поддерживать ТОС.
Решение конкурсной комиссии также сработало явно не в пользу развития ТОС. Те же статистические данные говорят сами за себя. Как были созданы десять ТОС в Твери при первом главе города А.П. Белоусове, так десять и осталось. Правда, поучаствовать в конкурсе смогли только четыре ТОС с правом юридического лица. Не является ли этот факт новым поводом для беспокойства? Приведенная выше статистика – это по сути реальная оценка работы администрации города в части развития ТОС.
А ведь ТОС представляет собой резерв реального вовлечения граждан в управление городом, является эффективным способом повышения качества жизни населения и снижения уровня социальной напряженности. Но для этого нужно распространять успешные инициативы работы ТОС и поддерживать их, в том числе и через конкурсы.
Мою тревогу по поводу замедленного развития территориального общественного самоуправления в городе разделяют в Советах ТОС поселка Химинститута и поселка ЛоцманенкоМТС.
Вячеслав БАШИЛОВ, председатель Совета ТОС на Рождественских Горках, член Общественной палаты города Твери