В конце осени наша областная библиотека имени А.М. Горького отметила 60-летие своего здания. 1 ноября 1954 года крупнейшее тверское книжное собрание получило новое здание, на тот момент отвечавшее самым современным требованиям для библиотек. Да и в наши дни библиотеке, хотя и становится уже тесновато (что поделаешь, фонд превысил 3 миллиона экземпляров!), но еще вполне комфортно в ее здании. Это признанный шедевр послевоенного «сталинского» классицизма, одно из самых красивых зданий послевоенного города, его украшение.
У участка, на котором стоит библиотека, очень любопытная история. Знаменская церковь, которая стояла на этом месте, построена каменной в 1734 году на древнем церковном участке. Ее строитель, купец Янковский, предполагал в новом здании памятник себе и своему семейству. И действительно, для своего времени здание было роскошным. Особой красотой отличался алтарь с резной напрестольной сенью, изображавшей склоненных ангелов, вырезанных и позолоченных с большим искусством. Эту сень на Пасху выносили в середину храма, и весь город ходил на нее любоваться. Поскольку все помещение церкви отапливалось, здесь можно было с комфортом проводить богослужения в холодный сезон. Этим пользовались тверские епископы, служа в ней зимой (в Спасском соборе тогда отопления не было).
Однако грянул пожар 12 мая 1763 года. Церковь пострадала сравнительно меньше других окрестных построек, но оказалась в щекотливом положении. Вся старая городская застройка вокруг нее исчезла, новые улицы вокруг стали большей частью застроены казенными каменными домами. Лет тридцать пострадавшую в пожаре церковь подумывали и вовсе сломать, как «неудобно» расположенную относительно новой жилой застройки, но тогда тверское купечество было еще богомольно и богобоязненно. В 1792 году храм был отремонтирован, правда, без разрешения архиерея. Но конфликт удалось уладить миром, храм освятили.
В начале XIX века появился проект нового западного притвора. Это грандиозное сооружение возводилось в 1822–1844 годах, по проекту архитектора Николя Леграндамладшего, который взял за основу притворпортик церкви святой Екатерины на Невском в Петербурге. Конечно, при сравнении со столичным барочным портиком тверской выглядел суховатым и скромным. Но сходство было несомненным, и им тверские жители очень гордились.
Вот этотто портик и стал главной достопримечательностью Знаменского храма, потому что все его первоначальное убранство к тому времени уже было или утрачено, или разошлось по другим храмам. Портик даже позволил сохранить это здание в советское время: его не очень сведущие в истории путеводители начала XX века приписали самому знаменитому создателю петербургского храма ЖБ. ВалленДеламоту. Поскольку здание церкви в конце 1920х удалось приспособить под театр юного зрителя (правда, с полной перестройкой всей старой части здания), то против такого архитектурного объекта городские власти в 1930х не возражали.
Так портик, а вместе с ним и церковь, и сохранились бы, наверное, до наших дней, если бы не война. При одной из бомбежек осенью 1941 года в здание попала тяжелая авиабомба. В результате почти все оно обратилось в груду развалин… кроме портика. Фотографии 1940х годов показывают нам здание в том виде. Картинка очень печальная: портик, а за ним пустота – восстановлению бывшая церковь не подлежала.
Проект архитектора Ивана Петровича Изотова (в соавторстве с Дмитрием Николаевичем Мельчаковым) предполагал возведение нового здания при сохранении фрагмента уцелевшего западного входа. Это было очень в духе послевоенного калининского строительства. В те годы строители поразительно бережно относились к зданиям. По возможности в новые дома старались включать уцелевшие куски старых стен, а если это было невозможно, то использовали старые кирпичи по максимуму. К сожалению, изотовский проект был осуществлен с изменениями. Портик был разрушен.
Но всетаки, пусть в виде «неполной цитаты», он присутствует в современном здании библиотеки. За колоннами и тяжелым фронтоном так называемого «композитного ордера» вы можете видеть выполненный в штукатурке карниз, пилястры, полукруглые стенные ниши. Это – попытка воспроизвести на новом фасаде детали исчезнувшего предыдущего здания. Попытка, кстати, не такая уж безуспешная. Долгое время сотрудники библиотеки, собиравшие о ней краеведческую информацию, надеялись, что советские строители сохранили также и старые стены. Увы, это не так, но сам факт удачи этой «обманки» – показателен.
За прошедшие 60 лет здание, конечно, несколько изменилось. В 1975 году пристроен большой корпус книгохранилища, в котором разместились и несколько читальных залов. В 2011 году завершен большой косметический ремонт, после которого в нашу библиотеку не стыдно приводить и гостей самого высокого ранга (что, кстати, и бывало не раз).
Западная, самая ранняя, часть «Горьковки» великолепна еще и своими интерьерами. Прекрасна парадная лестница с бюстами писателей, холл второго этажа, украшенный богатой лепниной, а также просторный и светлый читальный зал, одно из самых больших общественных пространств в городе, к тому же имеющий неординарное архитектурное решение. В здании библиотеки довольно много старинных деталей (двери, светильники, паркет), характерных для «сталинского ампира» и становящихся все более и более редкими. И надо сказать, усилиями коллектива библиотеки ремонты не слишком сказываются на общей атмосфере этого дома книги: здесь попрежнему уютно и комфортно.
Остается пожелать, чтобы здание на Свободном переулке, 28, не старело, но только хорошело, как доброе старое вино. Чтобы новые и старые читатели открывали для себя не только книжные сокровища, но и тот пласт истории, который оно, как настоящий памятник архитектуры и объект культурного наследия, в себе содержит. Здесь и память о старом храме, и труд восстановителей города после войны, и уважение к классической красоте и гармонии, которых нам, увы, так часто не хватает.
Павел ИВАНОВ