5 октября в России отмечают День учителя. Почему-то, когда мы вспоминаем своих педагогов, стандартное выражение благодарности: «Она столько-то лет отдала школе».
А верно ли говорить именно так? Ведь учитель получает не меньше, чем отдает. Каждый день в классе — это столько эмоций. Дети требовательны. Но они и щедры. Увидеть в их глазах живой интерес, услышать: «А-а, теперь понял» — и осознать, что вот именно сейчас, с твоей помощью, человек совершил одно из первых своих открытий… удивительно светлое ощущение.
Так говорят все увлеченные педагоги. Марина Рожкова, преподаватель из Торжка, из их числа. 23 года она работает с подростками, ее хорошо знают в седьмой гимназии, в шестой школе — Марина Алексеевна вела там русский язык и литературу. Но основным местом работы остается торжокский педагогический колледж. Здесь, помимо филологических дисциплин, она ведет методику. То есть знакомит будущих педагогов с их главной задачей — как донести до детей знания.
Несколько лет назад Марина Рожкова была признана «Преподавателем года», став одной из победительниц областного профессионального конкурса. А еще она мама четверых детей.
Вот об этом и поговорим: как найти точку соприкосновения родителя и учителя. Что важнее для педагога: любовь к детям или интерес к предмету. И как начинается призвание.
Как встречают учеников
— Призвание начинается в детстве, в родительской семье, — убеждена Марина Алексеевна.
Она рассказывает про свою маму, Валентину Васильевну Тихонову, учителя одной из сельских школ в Лихославльском районе. О том, как они с братом каждый год помогали маме готовить класс к первому сентября: красили полы, расставляли парты, развешивали нехитрые украшения. Это была семейная традиция.
Школьными воспоминаниями Марины стали не только уроки, перемены, друзья, пятерки, но и атмосфера учительской, кабинета, за который отвечает педагог, ожидание первого звонка и прихода детей. Она видела: учителя хотят встретить учеников так, чтобы они шли в школу с радостью.
— Мне это нравилось. И я уже в детстве знала, что пойду по стопам мамы, — вспоминает Марина Алексеевна. — А в юности я задумывалась, какой должна быть личность учителя. И представляете, даже пришла к выводу, что учителю не стоит иметь собственных детей: он должен всю свою любовь отдавать ученикам. Правда, когда повзрослела, этот принцип пересмотрела. Напротив, убедилась: хочешь понять ученика — посмотри на своего ребенка. Мне повезло, у меня трое сыновей и дочь: старшие студенты, младшие — дошкольники. Это мне помогает находить общий язык с ребятами любого возраста.
Зато другие принципы педагога: всегда быть на шаг впереди программы, любить детей, динамично строить учебный процесс — с Мариной Алексеевной остались по сей день. И они работают.
Маме — мамино
Спрашиваю многодетную маму: учитель остается таковым 24 часа в сутки? Новые идеи и подходы, прежде чем нести их в класс, «проверяют» на собственных детях?
— Я считаю, что родитель не должен становиться вторым педагогом, — говорит учительница. — Даже если мама профессиональный учитель, вечером она должна оставаться мамой. А если она работает в другой сфере, то тем более не стоит пытаться сделать дома филиал школы. Ведь от родителей ребенок ждет помощи, а не продолжения уроков. Причем помощь — это не «сделать вместо», а «показать, как». Или даже найти альтернативный путь, который, пусть в обход, но приведет к цели. Простой пример: ребенку не даются языки. Ну что ж, значит, стоит записать его на пение — оно развивает фонетический слух. Ребенок поет, настроение у него прекрасное — и вдруг замечает, что и английский лучше пошел. Понимаете, о чем я? Если у сына или дочки что-то не получается — важно найти причину и способ сделать, чтобы получалось. Конечно, при конструктивном диалоге семьи и школы это проще.
Тройка — это не беда
Как достичь этого конструктивного диалога? По мнению педагога, для взаимопонимания нужно как минимум определиться, какую цель ставит родитель, а какую — учитель. И убедиться, что они совпадают.
А ведь действительно, если спросить родителей, что они понимают под успешной учебой, большинство ответит: «Пятерки в дневнике». Или «высокий балл ЕГЭ» — смотря, какой класс. Но учитель-то преследует другую цель. Ему нужно добиться, чтобы ребенок умел решать разноплановые, сложные задачи и применять полученные знания на практике. Причем имеет принципиальное значение, каким путем достигнут правильный ответ: списан с ГДЗ или человек действительно упорно перечитывал параграф и учился думать и анализировать.
Поэтому позиция учителя зачастую такова: твердая тройка — это не беда, главное, что у ребенка формируется привычка разбираться в том, что с первого раза не понял. Однако немало родителей эту тройку воспримут как нечто ужасное. И будут возмущаться сложностью домашних заданий.
Но ведь школьная жизнь — это больше, чем мы привыкли думать. Это, в числе прочего, и психологическая подготовка к жизни взрослой. А в ней будет достаточно заданий, которые на первый взгляд кажутся вообще невероятными. И суть работы учителя — убедить подрастающего человека: все решаемо. Если родители осознают этот нюанс, то диалог состоится.
И конечно, связующее звено между родителем и учителем — сам ребенок. Чем ближе к нему мать и отец, чем больше интересуется своими учениками педагог, тем проще действовать в одном направлении — воспитывать человека думающего.
Масса творческих задач
А теперь учителя столкнулись с новым вызовом: необходимо буквально на ходу отладить систему, которая позволит продолжать учебный процесс в любых условиях и в любой нештатной ситуации.
— Радует, что ребята искренне обрадовались, увидев своих преподавателей после дистанта и каникул. Они по нам соскучились. Мы по ним тоже, — говорит Марина Рожкова. — Но последние события выявили ряд проблем. Например, когда подростки вернулись в аудитории, стало понятно: во время дистанта многие работали медленнее, на выполнение задания тратили больше времени, чем отводится на уроке. Значит, нужно «учить учиться». Умение планировать день, разбираться в потоке информации, отличать главное от второстепенного, осознанность — сейчас очень важно воспитывать эти навыки.
Порой студенты признавались, что не поняли видеолекцию. Но стоило объяснить ту же тему у доски — тут же говорили, мол, вот, теперь все ясно. Возможно, это связано с тем, что при живом общении педагог всегда «настроен» на аудиторию. Видишь, что подростки заскучали, стали отвлекаться — значит, надо искать другие слова, более понятные примеры. Загорелись глаза, потянулись руки — значит, способ подачи информации выбран эффективный. А если так, то в ближайшее время очень актуальной будет разработка веб-семинаров, лекций с обратной связью, с возможностью оценить отклик аудитории. Для меня, как для преподавателя методики, это все означает массу творческих задач.
Да, очевидно, нам теперь придется жить в новой реальности, совмещая онлайн и офлайн обучение. По большому счету, сегодня определяется, как будет работать школа будущего. И у ее истоков оказались те учителя, что прямо сейчас входят в классы. Так пожелаем им в профессиональный праздник смелых идей, творческого азарта, хорошего, делового контакта с родителями и теплого отклика от детей.
Маргарита ВАСИЛЬЕВА