Первые часы транспортной реформы прошли не так, как ожидалось. Толпы людей на остановках, переполненные автобусы, неработающие валидаторы, невозможность дозвониться на горячую линию.
Почему? Новые синие ЛиАЗы, как и было запланировано, вышли в понедельник по 39 маршрутам. Но вот некоторые частные перевозчики старт пассажирской реформы решили отметить саботажем. Утром, в час пик, множество маршруток попросту не выехали на линию, превратив для горожан поездку на работу в настоящую проблему. Отдельные водители маршруток заявляли о забастовке, но забастовка, как мы помним, сопровождается какими-то требованиями. А в данном случае их не было – можно говорить только об организованном саботаже.
Сразу вспоминается, что точно так же год назад начиналась «мусорная реформа». Тогда вытесненные с рынка недобросовестные частники вываливали мусор из принадлежащих им контейнеров прямо на площадках, вместо того чтобы вывезти его на полигон, как и предполагалось при вводе системы в действие. А региональный оператор в первые дни нового года просто не успевал заменить эти контейнеры, потому что замену планировалось проводить постепенно. Несколько дней дворы зарастали отходами. Но в течение недели все наладилось, и теперь с вывозом ТКО вопросов не возникает.
За неудобства извинились
Утрясется все, безусловно, и с транспортной реформой. Кстати, меры региональной властью были приняты незамедлительно. Уже в 10 часов появилось официальное заявление министерства транспорта – жителям Твери принесли извинения в связи с неудобствами, причиненными отладкой новой транспортной системы. И сообщили, что рассматривается вопрос о введении дополнительных автобусов на ряде маршрутов. В тот же день, по неофициальной информации, наиболее злостных саботажников-перевозчиков призвали в минтранс. И они продолжат обслуживать маршруты, как и прежде, потому что старая модель пассажирских перевозок должна действовать, пока транспортная реформа не наберет ход – об этом с участниками рынка договаривались задолго до ее запуска.
Ближе к обеду, после утреннего часа пик, ситуация нормализовалась. Синие автобусы подходили к остановкам полупустыми. Перестали появляться и возмущенные комментарии в соцсетях. На некоторых маршрутах заметили «бастующие» маршрутки: они все-таки выехали – не терять же деньги, когда есть возможность еще месяц зарабатывать их привычным способом до окончательного перехода на новую систему. А 4 февраля никакого ажиотажа на остановках уже и вовсе не наблюдалось.
Первые шаги
Реформа пассажирского транспорта в Твери началась. Новые автобусы региональной компании «Транспорт Верхневолжья» вышли на маршруты. В первый день, 3 февраля, они перевезли несколько тысяч жителей города. Как только будет отлажен учет, цифры можно будет назвать точнее – в каждом автобусе специальная система фиксирует число вошедших пассажиров. Не будет сбоев и с работой валидаторов, из-за которых в понедельник многим пассажирам не удалось оплатить поездку. Отслеживать движение автобуса, чтобы не ждать на остановке, а выходить сразу к его прибытию, можно по приложению «Волга». Его скачали уже несколько тысяч человек.
Мы тоже прокатились на новых автобусах, и нам понравилось. Чистые, просторные, удобные. И это только первая партия. Всего в пассажирских перевозках в тверской агломерации будет задействован 471 автобус.
Первопроходцы
Полный переход на новую транспортную систему произойдет в течение февраля. Об этом накануне старта транспортной реформы журналистам на пресс-конференции рассказали представители министерства транспорта, министерства социальной защиты, городской администрации и компании «Транспорт Верхневолжья». Следует отметить, что пассажирская реформа такого масштаба в областном центре России проводится впервые – до Твери переход на новую модель пассажирских перевозок осуществила только Москва.
Реформа транспортной системы в Тверской области будет проводиться в три этапа. Первый уже стартовал. На втором этапе, который запланирован на 2023 год, произойдет возвращение двух трамвайных маршрутов в Твери – № 5 и № 11. На третьем этапе планируется перевести на новую систему пассажирских перевозок всю Тверскую область.
Цель транспортной реформы – осуществлять пассажирские перевозки по так называемому регулируемому тарифу: 3 рубля за километр при безналичном расчете и 3 рубля 10 копеек – при расчете наличными. Это даст возможность без ограничений перевозить на городских автобусах граждан, имеющих право на льготный проезд – что не всегда происходило, когда на маршрутах работали частные перевозчики. А в Тверской области практически каждый четвертый житель – льготник, всего их 300 тысяч. И все они справедливо задавали вопрос, почему государство предоставило им льготы, а региональная власть не дает им это право реализовать. Вот теперь реализуют.
Коренные отличия
Изменились условия контракта на перевозку пассажиров. Критерием теперь является пройденный километраж, а не количество перевезенных людей. Если работу перевозчика оценивать по числу пассажиров, частные автобусы перестанут ездить по «малонаселенным» маршрутам – пассажиров мало, перевозить невыгодно. А когда принципом выполнения контракта является километраж, во главу угла ставится присутствие автобусов на линии – и чем больше, тем лучше. Больше автобусов – меньше интервал движения. В идеале было бы хорошо, если бы в часы пиковых нагрузок автобусы приходили каждые две минуты. И к этому надо стремиться.
В каждом автобусе стоит счетчик вошедших пассажиров, эти данные автоматически передаются в ситуационно-аналитический центр «Транспорта Верхневолжья», аккумулируются и изучаются. Сколько перевезли, где больше нагрузка в пиковые часы, куда надо отправить дополнительные автобусы. Понятно, что в первый день работы новой модели система не успела отреагировать, но сама возможность такого анализа и гибкой модернизации маршрутной сети есть.
Еще один важный момент (о нем также подробно рассказывали на пресс-конференции) – безналичные платежи. В каждом автобусе установлен валидатор для безналичной оплаты. Прикладывать к валидатору карточку придется два раза, на входе и выходе. Списание средств произойдет при втором касании. С марта обещают запустить систему скидок при пересадке, когда в течение часа после первого касания карты проезд после пересадки будет стоить 15 рублей.
Мутный рынок станет прозрачным
Много говорили о том, что общественные перевозки должны быть прозрачной сферой, и именно это сейчас случится. Приоритет безналичных платежей как раз для того, чтобы все поездки, количество перевезенных пассажиров в любой момент времени всегда были на виду. Напомним, по «безналу» поездка стоит гораздо дешевле. Перевозчик лишен права самостоятельно поднимать плату за проезд – это тоже важно.
Все это позволит с точностью до копейки оценить емкость рынка пассажирских перевозок, степень экономической рентабельности и объемы налогов. И сравнить с теми налогами, которые платили частные перевозчики. Полагаем, здесь нас в скором времени ждут удивительные открытия.
На первый взгляд, новая модель пассажирских перевозок выглядит продуманной. Да, надо понимать, что февраль будет месяцем, когда система будет отлаживаться. Выяснятся всякие тонкости, которых организаторы новой модели не предусмотрели. А все предусмотреть невозможно – и, может быть, следовало перед стартом реформы запустить несколько автобусов для тестовой обкатки новых платежных правил, но этого не сделано, и перестраиваться придется на ходу.
Но главное, что реформа, о которой столько говорили, которую готовили несколько месяцев, стартовала. Закуплены новые автобусы. И можно не сомневаться, что если 471 автобуса не хватит, чтобы закрыть все маршруты, купят еще. Создано больше тысячи новых рабочих мест – а значит, в местный бюджет пойдут налоги с их зарплат.
Синие автобусы пока сразу отмечаешь на улице, но скоро люди привыкнут, и автобусы станут обычной принадлежностью городского пейзажа. Раздражение и гнев пассажиров, которые в первые дни не могли уехать на работу, забудутся, а плюсы останутся.
Владислав ТОЛСТОВ