Архивная фотография. Увековеченное мгновение чьей-то жизни – один из самых радостных, торжественных, драматичных моментов…А что было в жизни человека до этой минуты? Как повернулась его судьба после?
Сотрудники Всероссийского историко-этнографического музея задались целью ответить на этот вопрос. В рамках Недели тверской книги в областной горьковской библиотеке прошла презентация книги «В фокусе хранителя» — заметки о снимках и открытках».
Автор книги, Галина Неглядова, много лет работает в ВИЭМ, она – хранитель музейных коллекций. А идею ей подал Алексей Зинатулин, заместитель директора по научной работе и экспозиционно-выставочной деятельности.
– В наших фондах встречаются фото, на обороте которых – только фамилия, и больше ничего. Краеведы, работавшие до нас, очевидно, знали, кто на этих фотографиях изображен, и всю информацию помнили наизусть. Но сейчас эти лица стали загадкой. И пока еще есть возможность оживить эти изображения – надо это сделать. Восстанавливая их историю, мы пользовались воспоминаниями и письмами, надписями на открытках, газетными публикациями, рассказами людей, которые принесли в музей свои семейные архивы, — делится автор.
Результат этой работы – книга, на страницах которой запечатленное мгновение превращается в человеческую судьбу, личность, характер
Виражи женской доли
Галина Неглядова переворачивает страницу
– Вот моя любимая фотография. Пелагея Цвылева. Такие непредсказуемые виражи женской судьбы…Такая стойкость…
Поначалу казалось: жизнь Пелагеи Ивановны Цвылевой, в девичестве Троицкой, похожа на волшебную сказку. Девушка из небогатой семьи вышла замуж за наследника известной купеческой династии – Михаила Степановича Цвылева. Цвылевы были крупнейшими купцами и фабрикантами Торжка, а Михаил Степанович заслужил признание еще и как талантливый инженер, внесший немалый вклад в строительство железных дорог России.
И вот, молодая учительница, еще вчера своим трудом содержавшая младших братьев и сестер, становится супругой состоятельного и известного человека, хозяйкой особняка в 120 комнат, щедрой благотворительницей и мамой двоих детей. Будущее казалось безоблачным…
Все изменил 1917 год. Вскоре после революции Михаила Степановича арестовали, имущество семьи национализировали… Да, инженеру чудом удалось избежать расстрела и даже выйти на свободу. Но положение семьи изменилось кардинально: теперь Цвылевы занимали одну крохотную комнатку в своем бывшем доме и Михаил Степанович устроился наемным служащим на предприятие, владельцем которого был еще вчера. Супругам удалось сохранить только две ценности: взаимоподдержку и верность.
На фотографии начала 20-х годов Пелагея изображена с сыном Ванечкой и дочкой Оленькой. На тот момент она еще не знала, что самое страшное испытание еще впереди. В 1924 году, в течение месяца, скарлатина унесла обоих малышей.
После такого – и не сломаться, не утратить способность сопереживать? А главное – еще почти полвека работать с детьми, оставаться для них любимой учительницей, к которой идут за советом и делятся тайнами? На это незаурядные духовные силы нужны. У Пелагеи Ивановны они были.
Спустя несколько лет семья Цвылевых переехала за Урал. Михаил Степанович проектировал системы водоснабжения в самых крупных сибирских городах — в Екатеринбурге (тогда еще Свердловске), Челябинске. Пелагея Ивановна преподавала русский язык и литературу: в пятидесятые годы ей было присвоено звание заслуженного учителя.
Сегодня на сайте средней школы № 30 Екатеринбурга можно увидеть комментарий одной из бывших учениц:
«Я проучилась в этой школе все 11 лет — с 1сентября 1951 года по июнь 1962 года… Лучших воспоминаний, чем о моей школе, у меня нет. А учителя – нет просто слов для благодарности… Может быть, кто-то вспомнит: Цвылева Пелагея Ивановна…».
Нашу землячку с непростой судьбой, женщину, которая вынесла – сверх сил, но сохранила доброе сердце, любовь к детям и книгам, все еще помнят. Как в Верхневолжье, так и на другом конце России.
Прадедушка Илюша и Мария Александровна
Одна история цепляется за другую. Портрет на стене музейного зала перекликается с фотографией в чьем-то семейном архиве. И вот однажды хранители музея услышали удивленное восклицание.
– Танюша, посмотри! Это же прадедушкина сестра!
Перед портретом Пелагеи Цвылевой стояли мама с дочкой-школьницей.
– Я москвичка, но мои корни в Торжке. И я решила показать дочке город, с которым связано столько семейных воспоминаний. А приехав в Торжок, нельзя не заглянуть в его музеи. И представляете мое удивление, когда на старинном портрете я увидела знакомое с детства лицо. Точно такое же фото хранилось у моей бабушки, — рассказывает Ирина Симонова. Одна из глав книги посвящена истории любви ее прадеда и прабабушки.
Они познакомились в 1916 году, на бульваре в центре Торжка. Гимназистка Машенька Дедова, собирая пожертвования для военных госпиталей, подошла к семинаристу – Илье Троицкому. А он с первого взгляда полюбил эту девушку.
«Мечтаю сказать тебе правдивейшие слова, которые только есть у меня для тебя, но не смею…» — писал Илья своей избраннице.
Переписка длилась три года. И в 1919 году молодые люди вступили в брак.
Как гласит семейная легенда, Мария согласилась на свадьбу с одним условием: ее муж, хоть и окончил семинарию, не должен стать священником. Незадолго до этого был арестован и расстрелян дядя Марии, служитель церкви, и девушка переживала за своего любимого. Возможно, этим условием она спасла ему жизнь.
Илья Иванович стал учителем, как и его молодая супруга. Они всю жизнь проработали рука об руку в сельской школе , на хуторе Макарьино, неподалеку от Торжка, он преподавал физику и биологию, она — математику.
– 51 год прадедушка Илюша и Мария Александровна ( у нас почему-то так повелось: прадедушку называть по имени, а прабабушку – по имени-отчеству) не расставались. Даже на работе они были вместе. И учительская династия продолжается: педагогом была моя мама, мы с сестрой тоже преподаем. А мой сын носит имя Илья в честь прапрадеда, — говорит Ирина Симонова. — И я счастлива, что теперь лица моих родных людей – не только в нашей памяти, но и на страницах книги.
Как вспоминает правнучка, накануне 50-летия совместной жизни Илья Иванович написал своей жене: «Самые страшные дни – когда мы с тобой в ссоре».
Вот так-то. Люди, пережившие вместе три войны и революцию, проводившие на фронт троих детей и встретившие их с Победой, боялись только одного – разлада в семье. А самой главной ценностью считали мир в доме и любовь в сердце. Наверное, это и вправду самая надежная наша защита.
Удачный кадр
«В фокусе хранителя» – не только истории любви. Здесь есть и путевые заметки, посвященные красоте Верхневолжья. И бесценные военные фотографии. И уникальные кадры фоторепортажей, например, посадка самолета в Торжке в 1911 году в ходе первого в России авиаперелета «Санкт-Петербург – Москва».
А если пристально рассмотреть некоторые кадры, то можно найти и второе «смысловое дно», еще один артефакт, случайно попавший в объектив. Вот, например, семейный портрет: дед с внуком, обычные жители Торжка. Мальчик держит в руках книжку, на обложке можно разобрать название: «Горе-кучер». А ведь это — одна из первых изданных в России детских памяток по безопасности на дороге. И практически первый русский эксперимент в жанре, как бы сейчас сказали, комикса – сюжет передан только лишь с помощью иллюстраций. И сколько еще таких открытий хранят старые снимки?
– «В фокусе хранителя» – колоссальный труд, уникальный проект, — подытожила директор ВИЭМ Ирина Жукова. — И для нас, сотрудников музея, очень важно, чтобы мы были не только хранителями сокровищ под стеклом, но и открывали их людям.