Сегодня, 14 июля, в день всех святых, в земле Тверской просиявших, в Спасо-Преображенском соборе состоялась Божественная литургия. Ее провел митрополит Тверской и Кашинский Савва. Это первая литургия в храме после того, как собор обрел свой исторический силуэт с куполами и крестами. В этот день на службу и после нее в храм, пол которого был устлан свежей травой, могли зайти все желающие.
Владыке сослужили епископ Ржевский и Торопецкий Адриан, епископ Бежецкий и Весьегонский Филарет, тверское духовенство. За богослужением пел Архиерейский хор духовенства Тверской митрополии.
На проповеди после службы митрополит Савва сказал:
— Вы видите, как собор украшает ныне наш богоспасаемый град Тверь, как он стал той необходимой доминантой, которая покрывает под собой все строения города. Для нас поистине это не просто строительство очередного здания, а возрождение сердец и душ человеческих, тех, кто проживает здесь, в городе Твери и на тверской земле.
…Значение этого богослужения трудно переоценить. Впервые за 85 лет центр Твери обретает свой исторический вид, впервые в центре города можно оценить те исторические виды и панорамы, которые когда-то задумывались градостроителями XVII-XVIII веков. До этого центр Твери имел характерный распластанный силуэт, который несколько «оживляли» только отдельные высотные здания, в которых, будем откровенны, никакой красоты нет. Теперь же заслуженное место в числе городских доминант отводится Спасо-Преображенскому собору. С ним вместе город обретает исторический ландшафт и историческую панораму.
Уже сейчас (даже еще без колокольни), с окончательным формированием силуэта Спасо-Преображенского собора стало очень интересно наблюдать его из разных точек города. Его видно неожиданно с очень многих и дальних мест. С восточного моста и из разных уголков Затверечья, Заволжья; из Затьмачья и, конечно, по всему протяжению Советской улицы, от мечети и до территории кремля.
О чем это говорит?
С одной стороны, о том, что, несмотря на колоссальные утраты, которые город понес в последнее время, большая часть исторического центра все-таки еще не уничтожена, и собор продолжает над ней господствовать. С другой стороны, масштаб собора показал, как мудры были градостроители средневековья. Предполагая, что собор 1689-1696 годов был, в целом, выдержан в габаритах более древнего храма, мы видим, как хорошо этот храм вписан в масштаб волжских берегов, в ритм вертикалей городских храмов. Будь он больше, будь амбиции у тверских архиереев XVII века выше, собор был бы чрезмерно громадным. Будь он меньше, соборный храм был бы всего лишь одной из многих приходских церквей.
Современный собор, можно это сказать, сделал Тверь древнерусским городом, добавил к нашей екатерининской классике такую нотку, которая напоминает о древней Твери времен ее святых князей. Это превращение было замечено всеми. Одними – с восторгом и радостью, другими – с нескрываемой ненавистью. Но пропустить это событие не смог никто. И это еще один факт, говорящий за исключительную градостроительную значимость Спасо-Преображенского собора. Он не на периферии Твери, он не остался в средневековом заповеднике – он реально влияет на жизнь и облик современного города.
Грустно, конечно, видеть, как многие люди, хорошие, умные, любящие культурное наследие, болеющие за плохое состояние многих архитектурных памятников Твери, в штыки приняли собор. Аргументы у них прежние и до дыр затертые. Даже отвечать на них еще и еще раз уже надоело. Глупо видеть в соборе только лавочку по продаже свечей. Не менее глупо видеть в соборе альтернативу больницам, школам, детским садам и другим общественным зданиям. Соборы не строятся как альтернатива всем иным благам, они – не символ крепостного права, голода, отсутствия медицины или другой беды средневековья. Они – символ вечного стремления человека к небу, символ надежды, символ веры в добро и его конечную победу. И в этом стремлении, в этом чаянии добра вопреки темноте и тоске обыденности человек и в XIII веке, и в XVII-м, и в XXI-м одинаков.
Еще одним аргументом оппонентов соборного строительства является якобы невысокая архитектурная ценность Спасо-Преображенского собора 1689-1696 годов, его чрезмерно простой облик в виде куба с пятью куполами. Встречалось даже мнение, что раз собор построен «по образцу» Успенского собора в московском кремле, то ничего оригинального в нем нет. Но собор еще на закончен, и нужно подождать окончания монтажа фасадного декора – тогда многое будет ясно.
Действительно, наш собор возводили, как официально говорилось, «по образцу» московского соборного храма. Но в XVII веке в принципе не умели и не хотели делать копий в нашем значении. Все построенные «по образцу» Успенского собора в Москве соборные храмы (а их в России много) очень отдаленно воспроизводят свой знаменитый оригинал, многие, и наш собор тоже, вообще на него почти не похожи (разве что числом куполов). Менялись времена, менялись архитектурные вкусы. Там, где в XVI веке оставляли аскетичные стены с окнами-бойницами, в XVII веке появились широкие окна с узорчатыми наличниками. Менялось количество пилястр и окон, размер и форма колонн, конструкция апсид. Поэтому тверской собор, как и остальные соборы его времени, абсолютно уникален и ни на что не похож.
У некоторых горожан вопрос вызывает золочение центральной главы. В предыдущем соборе все купола были синие с золотыми звездами (как сейчас боковые). Но тому есть своя причина. Золоченым был купол собора в Твери, начиная с 1381 года. Именно с этого времени тверской кафедральный собор получил народное название «Спас Златоверхий». Это был очень важный символический шаг, символизировавший могущество и независимость Твери.
Шли века, и золоченый купол на соборе бывшей столицы Тверского княжества исчез. По-видимому, это случилось после одного из пожаров. На возобновление его средств уже не нашлось. После пожара 1616 года «верхи» собора и вовсе были поделаны из дерева, и тут было уже не до золоченой главы. При строительстве храма в 1689 году Тверская епархия тоже не могла позволить себе такую роскошь, как позолоченный купол. По меркам своего времени и Тверская епархия, и тверской Спасо-Преображенский собор были… маленькими и бедными. Это, кстати, аргумент против тех, кто думает, что собор «чудовищно» велик. Наш храм меньше почти всех кафедральных соборов центральной России XVII века, превосходя по размерам только псковский Троицкий собор (и то без его галерей). Он меньше соборов в Рязани, Смоленске, Ростове Великом, Казани; лишь примерно он сопоставим с древними соборами в Суздале, Владимире, Вологде. Тверь была в то время городом бедным. Для строительства стен Спасо-Преображенского собора активно использовался белый камень, который брали из разбиравшихся старых церквей – ломать новый было дороже. Тем более в конце XVII века было не до золотых куполов. Лишь по инерции словосочетание «Спас Златоверхий» употребляли тверитяне по отношению к новому храму – имея в виду золотые кресты собора. Историческая несправедливость устранена только в наши дни.
Вид изнутри и снаружи
В нынешнем соборе появился цокольный этаж. Его не видно снаружи. Обширный подвал с печами был в соборе и раньше, с середины XIX века. Теперь цокольный этаж и вовсе неизбежен, потому что холм, на котором стоял прежний собор, в 1935 году срыт, и уровень земли понизился на полтора-два метра. Поэтому нынешний собор несколько выше своего предшественника – потому что «ноль» сильно опустился по сравнению с 1935 годом. Вот это опускание в интерьере незаметно, потому что «лишние» метры занял полуподвальный этаж.
С наружной стороны у собора до революции существовали два раритета. Это были прекрасные металлические южные двери, украшенные тонкой ковкой и резная барочная плита на месте, где был похоронен епископ Иоасаф Кроковский. По некоторым сведениям, обе эти вещи были изъяты накануне взрыва. Двери, хотя и в очень плохом состоянии, сохранились в музее архитектуры в Москве, а вот плита, известная по цветной фотографии Прокудина-Горского, увы, не найдена. В нынешнем соборе двери будут новые, но по образцу прежних. О судьбе места, где была плита Иоасафа, ничего не сообщается. Зато обещано в будущем музеефицировать рядом с храмом те фрагменты собора 1285 года, которые были найдены археологами в 2015-2016 годах.
А каким же будет интерьер?
Приходится разочаровать тех, кто думает, что до своего разрушения Спасо-Преображенский собор был наполнен древними иконами и другими святынями. Помимо разорения от татар в 1328 году, собор пережил еще как минимум два катастрофических пожара (1447 и, особенно, 1537 годов), во время которых в нем выгорали интерьеры. Разорение в Смутное время и еще один пожар 1616 года довели храм до аварийного состояния. Ремонт 1630-х годов и полное обновление в 1690-х привели к тому, что подлинных вещей из древнего собора времен его постройки не было уже в XVIII веке. Тем не менее в собор свозили остатки утвари разных ломавшихся, пустых городских храмов (а их в пору упадка Твери в XVII веке было немало), поэтому из соборной ризницы происходит ряд ценных древних вещей. Некоторые из них можно видеть на выставке «Дом святого Спаса», открытой в настоящее время в здании Тверского Императорского дворца и продленной до конца 2019 года. Например, это Евангелие 1417 года, хранящееся в тверском объединенном музее, изделия из драгоценных металлов – панагии, кресты, дарохранительница и т.д. Это малая часть былого великолепия. В середине XIX века собор пережил крупную кражу ризницы, утрачено было много ценных вещей, которые так и не нашли.
Икон древнее XVI-XVII веков в соборе на 1917 год, видимо, не было. Но главный иконостас 1696 года, кроме первого ряда, был на момент революции полностью цел и представлял огромную ценность. В свое время, когда собор был разграблен и готовился к уничтожению, иконы эти должны были сжечь, но в последний момент часть их решили все-таки оприходовать как полезные длинные прямые доски. Из них сделали верстаки для учебного цеха на Пролетарке. И многие десятилетия на старых иконах резали, пилили, строгали. В итоге, когда остатки уникальных раритетов все-таки передали областной картинной галерее, из более чем двух десятков икон, замазанных половой краской, сейчас в приличном состоянии находятся две-три, остальные нуждаются в дорогостоящей долгой реставрации. Сохранилось два фото (черно-белое Барщевское и цветное Прокудина-Горского), на которых виден этот роскошный иконостас. Увы, пока такой красоты в соборе не будет. На общей площади около 200 квадратных метров будет размещено более 80 новых икон.
— Мы относимся очень серьезно к вопросу восстановления Спасо-Преображенского собора в Твери. Работы необходимо выполнить максимально качественно, – отметил глава региона Игорь Руденя на совещании в областном правительстве в ноябре 2018 года, подчеркнув, что проект изготовления иконостаса должен быть синхронизирован с проектом восстановления всего храма.
Остается порадоваться тому, что восстанавливаемый собор в Твери стоит в числе наиболее удачных воссозданий соборных храмов в России. И поблагодарить тех, кто трудится над его воссозданием, пожелать им не торопиться, не халтурить, стараться воспроизвести как можно больше деталей, напоминающих о том, старом соборе, выдающемся сооружении своего времени.
Павел ИВАНОВ