Немцы подошли к Смоленску 10 июля 1941 года. Началось Смоленское сражение, которое длилось ровно два месяца. Задержка немецкого наступления на этом рубеже стала, пожалуй, не только серьезным стратегическим успехом Красной Армии, но и основной причиной того, что вермахт не смог, как планировали Гитлер и его генштаб, выиграть летнее-осеннюю кампанию и поставить СССР на колени. Большую роль в этом сыграла 16я армия, которой командовал наш земляк генераллейтенант Михаил Фёдорович Лукин.
Он родился 18 ноября 1892 года в деревне Полтухино Зубцовского района. Из автобиографии: «Семья отца состояла из десяти человек. Семь человек детей. В хозяйстве было три десятины земли, одна лошадь, одна корова, одна свинья и несколько штук овец. Своего хлеба не хватало, а потому отец на лето, а иногда и на зиму уходил на заработки – торговать мороженым и яблоками с тележки в Царское Село».
Михаил учился в народном училище в деревне, потом поступил в учительскую семинарию в Торжке. Он очень хотел получить образование, но материальные обстоятельства вынудили его пойти работать уже в четырнадцать лет.
В последний предвоенный год его призвали в армию, а уже во время Первой мировой войны Михаил окончил 5-ю Московскую школу прапорщиков, затем стал поручиком, командовал ротой, воевал вплоть до ноября 1917 года и был награжден орденами Св. Станислава 3-й степени, Св. Анны 4-й степени и Св. Владимира 4-й степени.
Во время гражданской войны Лукин служил в Красной Армии, был помощником начальника штаба дивизии, командиром полка и бригады, начальником штаба дивизии, награжден двумя орденами Красного Знамени.
В межвоенный период наш земляк окончил курсы усовершенствования начальствующего состава при Военной академии имени М.В. Фрунзе и занимал ряд ответственных должностей в Красной Армии, в 1928–1935 годах командовал 23-й стрелковой дивизией, а затем три года был комендантом Москвы. В июле 1937 года его отстранили от этой должности «за притупление классовой бдительности и личную связь с врагами народа», но не арестовали и направили в Сибирский военный округ, где он вскоре стал начальником штаба, а потом и заместителем командующего. 4 июня 1940 года Лукину было присвоено воинское звание генерал-лейтенанта. Он успешно сформировал и хорошо обучил 16-ю общевойсковую армию.
В мае 1941 года ее перебросили в Киевский особый округ, под Шепетовку. Маршал Жуков писал: «Семь дней Лукин сдерживал превосходящие силы врага. Выиграть тогда у врага семь дорогих суток – это, конечно, было подвигом».
С резким ухудшением обстановки на Западном фронте Лукина отозвали 8 июля в Смоленск. Он возглавил оборону города и снова принял под командование свою 16-ю армию, которая вместе с 20-й армией остановила наступление группы армий «Центр», рвавшейся к Москве.
Однако Ставка и Генеральный штаб Красной Армии недооценили усилившуюся в начале осени угрозу со стороны противника на Западном фронте и даже снимали отсюда соединения, перебрасывая их на юго-запад.
Уже 7 октября немецкие 7-я и 10-я танковые дивизии замкнули кольцо окружения войск Западного и Резервного фронтов в районе Вязьмы. В кольцо попала и 19-я армия, которой после И.С. Конева командовал Лукин. Впоследствии он писал: «…13 октября войска армии начали разделяться на отдельные группы для самостоятельного выхода… Со мной было около тысячи человек из штаба армии и из разных частей, вооруженных только винтовками, автоматами и пистолетами. Многие прорвались и вышли в полосу 20-й армии юго-западнее Вязьмы».
При перестрелке с врагом генерал-лейтенант Лукин был ранен в ногу осколком мины, а во время нового нападения немцев 14 октября получил еще две раны – в ногу и в руку – и потерял сознание. Очнулся командарм уже в немецком госпитале. Ему ампутировали ногу. В плену он мужественно и достойно держал себя в тяжелейших условиях.
Страшное поражение под Вязьмой стало следствием неверного определения Ставкой и Генеральным штабом направления главного удара противника, что привело к ошибочному построению нашей обороны. Большую роль сыграло также превосходство немцев в силах и отсутствие стратегических резервов.
29 апреля 1945 года американские войска освободили генерала Михаила Лукина из плена в лагере Моссбург в Германии и в июне передали советской стороне. Министр государственной безопасности Виктор Абакумов докладывал Сталину: «Что же касается генераллейтенанта Лукина М.Ф. – бывшего командующего 19й армией, в отношении которого имеются материалы об его антисоветской деятельности, но, учитывая, что в результате ранения он остался калекой (парализована рука и ампутирована нога)», на которого «в процессе проверки какихлибо материалов пока не добыто, считал бы целесообразным» его «освободить и обеспечить агентурным наблюдением».
У генерала Лукина не было никакой преступной связи с изменниками. В протокол советского следователя от 25 мая 1945 года занесены слова предателя генерала Власова о встрече с Лукиным в концлагере: «После того, как я изложил ему цель своего приезда, он наедине со мной сказал, что немцам не верит, служить у них не будет, и мое предложение не принял».
Маршал Жуков называл Лукина «великолепным советским полководцем и поистине неустрашимым героем» и писал в 1970 году: «Не так давно мы виделись с Михаилом Фёдоровичем. Конечно, говорили о былом, пережитом. Признаться, я испытывал и испытываю чувство восхищения его стойкостью и мужеством. Он перенес тяжкое военное лихолетье, мучительные физические страдания и остался таким, каким был, – скромным, немногословным, испытанным героем Отечественной войны и нашей Победы». На личное дело Лукина, полученное Сталиным от Абакумова, вождь наложил резолюцию: «Преданный человек, в звании восстановить, если желает – направить на учебу, по службе не ущемлять». Слова Сталина, где он просил передать Лукину «спасибо за Москву», имея в виду героические усилия командарма во время Смоленского сражения, были опубликованы в центральной печати. Генерал был восстановлен на воинской службе, ему возвратили звание и все награды. В октябре 1947 года генерал-лейтенант Михаил Фёдорович Лукин вышел в отставку по состоянию здоровья.
В 1966 году маршалы Тимошенко, Рокоссовский, Конев, Ерёменко и генерал армии Курочкин написали письмо Брежневу, в котором ходатайствовали о присвоении Лукину звания Героя Советского Союза. Генсек и его окружение проигнорировали обращение полководцев. Генерал Лукин скончался 25 мая 1970 года, вскоре после четвертьвекового юбилея Великой Победы.
В 1991 году в Смоленске был организован сбор подписей под ходатайством такой же направленности, как и в письме маршалов, и 1 октября 1993 года нашему земляку, генерал-лейтенанту Михаилу Фёдоровичу Лукину посмертно было присвоено звание Героя Российской Федерации «за мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов».
В 1988 году генерал-лейтенант Лукин посмертно был удостоен звания почетного гражданина города-героя Смоленска. Его именем названы улицы в Смоленске и Зубцове.
Вячеслав ВОРОБЬЁВ