Ретро-путешествие. От Бологого до Осташкова будет ездить локомотив на паровой тяге
«Поезд, поезд!» – удивляются и радуются люди, достают фотокамеры. Еще бы! Ведь это не просто поезд, а настоящий паровоз 1949 года! Вот он, все ближе, эффектно подходит к перрону, дымит во все стороны!
А дело в том, что теперь на заповедной железнодорожной линии в Тверской области, соединяющей Бологое и Осташков, каждую субботу пригородные поезда будет вести локомотив на паровой тяге серии «Л». Впервые с 1976 года в современной России паровозы будут участвовать не в разовых туристических, а в регулярных перевозках.
Маршрут № 6697
Открытие паровозного маршрута, конечно, привлекло внимание поклонников железных дорог. Так, кроме журналистов поезд на перроне встречали участники сообщества «Вдаль на электричках». Их идейный вдохновитель несколько лет назад любимым транспортом добрался аж до Владивостока! Теперь вот на паровой тяге до Осташкова.
В состав уникального пригородного поезда включены пассажирские вагоны межобластного типа, окрашенные в исторический зеленый цвет. Прокатиться на поезде № 6697 можно будет по субботам. Поезд Бологое – Осташков отправляется в 9.25 и прибывает на конечную станцию в 13.07, следуя с остановками Бологое-Полоцкое, Куженкино, Шлина, Баталино, Фирово, Горовастица, Чёрный Дор. Обратный поезд № 6698 Осташков – Бологое стартует из Осташкова в 15.07, следует с теми же остановками и прибывает в Бологое в 18.21.
Открытие такого маршрута Алексей Вульфов, писатель, председатель общества любителей железных дорог (ВОЛЖД), кроме как чудом не называет:
– То, что это случилось, – просто Божья заслуга. Это радость и, конечно, результат многолетних трудов по сохранению этой дороги многих людей. (Особенно Алексей Вульфов отметил заместителя главного инженера Октябрьской железной дороги Виктора Иванова, «настоящего подвижника русского, благодаря спокойной, твердой, истинно христианской воле которого все доведено до конца». – Прим. авт.) Утверждение, что эта железная дорога-заповедник – не декларация: она показала свою державную мощь. Показала, на что способна, веками вывозя, кормя, спасая Россию.
Воплотить масштабную идею стоило представительству Октябрьской железной дороги не просто искреннего энтузиазма, но и огромных трудов. Описать этапы восстановления паровозного сообщения получится только кратко: построили разворотный треугольник в Осташкове и подъездной путь к стойлу, привезли и смонтировали гидроколонку на станции Куженкино, обеспечили водоснабжение, разработали график движения, обучили паровозные бригады, обеспечили ремонт и эксплуатацию паровозов в Бологом и многое другое. Беспрецедентная работа!
Все объекты дороги музеефицированы и взяты под охрану государства. Так что же ждет путешественников по ретро—линии?
Старое Куженкино
Время отправления туда и обратно – все сделано для туристов. Чтобы на старинном паровозе-легенде прокатиться до живописного Селигера и в этот же день обратно. Перспективы у маршрута широкие, подтверждает Александра Ильина, заместитель министра по туризму Тверской области:
– Железные дороги, наверное, самый туристический вид транспорта. Это не просто перемещение из точки А в точку Б, а само по себе приключение. Особенно когда речь идет о таком ретро-поезде. Уже сейчас, в предварительных обсуждениях с тур
операторами, мы придумали множество интересных вариантов, как будет использован новый маршрут и паровоз.
Впрочем, по пути в Осташков туристам уже есть чем «поживиться». В расписании поезда – получасовая стоянка на старинной станции Куженкино. Здесь во время заправки паровоза водой пассажиры могут прогуляться по настоящему музею. Экспозиция представляет собой отлично сохранившийся комплекс станционных построек начала XX века. Впрочем, подробнее об истории места расскажет заведующая технической библиотекой на станции Бологое Мария Иванова:
– Равных этой линии по своей целостности нет во всей европейской сети железных дорог России. Она уникальна. В 2013 году в РЖД было издано распоряжение о создании историко-заповедной зоны на Октябрьской железной дороге на участке Бологое – Великие Луки. Главное – в Куженкино сохранилось здание вокзала IV класса. Оно восстановлено по подлинным чертежам 1907 года. Сохранилась в комплексе уникальных объектов и водонапорная башня тех времен, которая, что удивительно, не пострадала даже во время войны. Эта железная дорога создавалась как стратегическая, не имеющая никакого экономического назначения. Поэтому все здания комплекса строились с фундаментальностью, основательностью. Даже обычный путевой сарай, которому 111 лет, и то выполнен с витиеватым рисунком!
Красно-черный паровоз в густом облаке пара отбывал из Куженкино под звуки духового оркестра. Люди, в том числе артисты, переодетые в наряды прошлых эпох (строгие военные мундиры, изящные дамские шляпки, шали), прощались с поездом. Действительно, чудеса. Железнодорожникам удалось повернуть время вспять.
Напоследок журналисты поинтересовались у Алексея Вульфова, надолго ли пущено необычное железнодорожное ретро-сообщение.
– Все от нас зависит и от того, как отнесутся к этому наши потомки, как они это оценят. Их очередь жить. Будем надеяться, что у нашей страны есть будущее, а история – это наука о будущем. Ему и служим.
Наталья КАПРАЛОВА
Фото автора