Молодые журналисты из 35 стран мира представили свои проекты в Эрмитаже
Мраморные статуи наблюдают за происходящим. В величественном Эрмитажном театре невероятное оживление. Свет камер, вспышки фотоаппаратов – 7 ноября здесь открылся XIII Международный медиафорум «Диалог культур».
Более 400 участников: корреспонденты, съемочные группы телеканалов, редакторы и блогеры из 35 стран мира – собрались в культурной столице России, чтобы понять друг друга. Без купюр, вне политической повестки, вне стереотипов. Объединение, как говорилось в приветственном слове, «в турбулентных условиях современной геополитики».
Быть сложными
«Диалог» сразу начался c вступления, рушащего, как известно, все барьеры – культурного. Скрипач Константин Бесараб исполнил этюд из «Лебединого озера». Далее слово – принимающей стороне.
– Музей – это не склад, а живой организм, которому исключительно полезно общение с молодыми талантами, приехавшими к нам из разных стран мира. И мы рады, что свои эмоции, свои фоторепортажи и телевизионные съемки вы увезете в свои страны и покажете вашей широкой аудитории культурное достояние России, – приветствовал участников форума генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский.
A вот председатель Союза журналистов России Владимир Соловьёв в своем обращении напомнил об уникальном для журналистов шансе – поработать в Эрмитаже. Участники форума традиционно получают возможность провести съемки в залах и хранилищах знаменитого музея и создать репортаж о СанктПетербурге.
– Я прекрасно знаю, как непросто получить разрешение снимать хотя бы краешек картины в одном из величайших музеев мира, а здесь с помощью бейджа участника вы сможете проходить в Эрмитаж и не только смотреть на произведения искусства, но и работать, снимать. Так что запасайтесь гигабайтами памяти и снимайте все, что только успеете, – отметил Владимир Соловьёв.
Кстати, оказалось, что многие участники форума впервые не только в Эрмитаже, a вообще в нашей стране. Так что для них в последний день форума были подготовлены выездные экскурсии – в Выборг или Нижний Новгород. Но это было потом, a пока обмен опытом, диалог и дискуссия.
Так, неподдельный интерес вызвало рассуждение главного редактора «Московского комсомольца» Павла Гусева о разности двух «сословий» – блогеров и журналистов. Дело в том, что среди участников форума как раз не только представители зарегистрированных СМИ, но и независимых журналистов, фотографов, режиссеров, блогеров, редакторов интернетпорталов и других цифровых СМИ.
– В 1956 году, когда телевидение ворвалось в наши квартиры, о чем мы говорили? О том, что радио и печать перестанут существовать. Ведь телевидение – самое мощное оружие! Но ничего не исчезло. Однако сегодня молодое поколение сидит где угодно, но не у телевизора. Цифровой век привнес новое в информации поле. Не имеет значения, кто достал новость, главное, что с этой новостью будет. Я главред «МК» уже 30 лет, на моих глазах выросла целая армия журналистов. Сегодня мы должны многое сделать, чтобы сберечь традиции журналистики, перенести их в цифровое поле. Прошу блогеров не обижаться, но это не профессия. Бывали ли вы в Азии? Акын сидит на мешке и поет о том, что видит. Вот и блогер – современный акын. Что вижу, то и пою. Журналист же несет ответственность. В социальных сетях все позволено, я же, как журналист, не имею права оскорбить человека, унизить. Я имею право только защищать людей.
Иначе считает главный редактор «Комсомольской правды» Владимир Сунгоркин.
– Не знаю, блогерство – это журналистика или нет, но мне кажется, это будущее. Например, у нас одни и те же журналисты создают четыре медиа: радио, газета, соцсети и сайт. Так достигается единое качество материалов, а читатели могут выбирать контент на любой вкус. Порой люди старшего возраста жестко защищают свои компетенции: фотограф не должен писать, писатель – снимать. Мне кажется, нас ждут перемены. Если вы хотите работать в журналистике завтра, осваивайте все ипостаси. Многие еще сопротивляются универсализму. Но надо понимать, что все ведущие медиа работают в условиях жесткой конкуренции за аудиторию.
Видеть все
Другая часть форума – зрелищная, презентация трансграничных проектов. Их было много, как от российских, так и от иностранных гостей форума. Кто-то снимает закулисье русского балета, кто-то рассказывает о «Музыке стали» – кузнеце из Ярославской области, кто-то – о пицце в проекте из Аргентины «Еда на ходу». Один из самых запоминающихся – французский проект Марвина Канаса и Лукаса Палена «Пока мы идем на восток». Эта видеозарисовка про девушку, которая путешествует из Западной Европы до Петербурга на скейтборде. Авторы проекта, кстати, предложили участникам форума собрать группу молодых журналистов, которые могли бы совершить обратный путь, на запад. Не обязательно на скейте, можно, например, на эффектном ретро-автомобиле «Волга».
Среди российских работ выделился философский проект студентов-журналистов Гуманитарного института НГУ из Новосибирска «Навстречу ветру». Они рассказали о жителях экопоселения, которые «оставив все позади, вернулись к истокам: строят дома, ухаживают за землей, взращивают деревья и сады».
Второй день форума в здании Главного штаба открыла фотовыставка «Я здесь живу», на которой 50 фотокорреспондентов мира представили 300 лучших работ. Фотографии метафорично раскрывают социальные проблемы, указывают на разность культур или, напротив, находят в них общее. Так, фотограф из Египта Роджер Анис открыл «Шкафчики с мечтами» – фотографии ярких вещей, которые местные женщины никогда не осмеливались надеть, опасаясь общественного порицания. A вот шотландский портретист Киран Доддс свою серию посвятил рыжим людям.
– В Шотландии живет наибольшее количество рыжеволосых – 13%, и вторым центром на этой карте «рыжиков» будет ваша страна, – отметил на открытии выставки рыжий Доддс. Он также рассказал, что, снимая 40 портретов рыжих русских в Удмуртии и Перми, обнаружил много точек соприкосновения c Шотландией и даже генных связей. Диалог культур состоялся.
Наталья КАПРАЛОВА
Фото автора