Четверг, 4 июня / 23:56

16+
Станция, награжденная орденом: Десятки тысяч бологовцев сражались с врагом не только на фронтах

Станция, награжденная орденом: Десятки тысяч бологовцев сражались с врагом не только на фронтах

Станция, награжденная орденом: Десятки тысяч бологовцев сражались с врагом не только на фронтах

Десятки тысяч бологовцев сражались с врагом не только на фронтах, но и на железнодорожных путях, выполняя свой долг

Бологое считался тыловым городом, но Великая Отечественная война не обошла его стороной. Первые немецкие бомбы упали на город 1 июля, вскоре бомбежки стали регулярными.

Крупный железнодорожный узел – стратегически важный объект. Через него шли эшелоны не только с беженцами и эвакуированными, но и с оружием, боеприпасами, с воинскими частями, которые перебрасывали к месту боев. Вражеские самолеты ежедневно, точно по расписанию, с восьми вечера до шести утра бомбили станцию и подходы к ней.

В начале октября враг занял Калинин, и движение почти прекратилось. Наступило затишье, которое длилось примерно до середины февраля 1942 года. А потом железнодорожное сообщение возобновилось. И бомбежки тоже. В 1943-м из Франции были переброшены лучшие эскадрильи бомбардировщиков люфтваффе. Перед гитлеровской авиацией была поставлена задача уничтожить Бологовский узел, не оставить камня на камне. Но немцам не удалось парализовать его работу хотя бы на сутки.

Чудеса мужества и героизма показали наши соотечественники. Еще в начале войны появились первые герои и первые награжденные среди бологовцев – орденов Красной Звезды были удостоены бойцы истребительного отряда Иван Богданов и Александр Дашкевич. Когда надо было рассредоточить и вывезти из-под огня один из составов с боеприпасами, а поездной бригады на месте не оказалось, Иван и Александр, не имея прав управления локомотивами, встали на реверс паровоза и вывели состав с взрывоопасным грузом из этого кромешного ада.

Для уничтожения станции Бологое немцы забросили на территорию около 200 диверсионно-разведывательных групп и отдельных шпионов, чтобы взрывать пути, дезорганизовать работу узла. Но ни одной диверсии немцам совершить не удалось.

Война оставила примеры мужества и героизма жителей Бологое. Вот только несколько из них. Помощник машиниста Пётр Иванов во время бомбежки, когда рвались горящие вагоны с боеприпасами, вывел состав в безопасное место. Раненый осколком старший рабочий пути А. Иванов, истекая кровью, делает все всевозможное для восстановления разрушенного пути. Дежурные Клавдия Галузина и Дмитрий Симагин не покинули здание, поврежденное сильным взрывом, и несколько дней не уходили со своего поста.

Особо хочется отметить подвиг женщин. Они работали на самых разных участках, от машиниста до кочегара, от дежурного по станции до стрелочника. Помощник машиниста Софья Шваренко с кочегаром Клавдией Комисаровой после того, как осколком бомбы был тяжело ранен машинист Краснопеев, провела к линии фронта два состава, сама получила ранение, но не покинула паровоз до возвращения в депо. Стрелочница Кузнецова оставалась на посту, переводя стрелку для отправления санитарного поезда. Она погибла во время бомбежки, спасая раненых бойцов. Именно она стала прототипом фигуры на памятнике железнодорожникам, погибшим в годы Великой Отечественной, – стрелочница с поднятым в руках флажком.

Но не только железнодорожники прилагали все силы, чтобы приблизить победу. На фронт ушло 18166 бологовцев и более 7 тысяч полегло в сражениях с фашистами. Шестнадцать уроженцев бологовской земли были удостоены высокого звания Героя Советского Союза. Три улицы города названы именами героев: Данилина, Кобликова и Кузнецова.

В 1941 г. в Бологое было сформировано два партизанских отряда. Действовали бологовские партизаны в основном в западных районах бывшей Калининской области (сейчас эти районы входят в состав Новгородской и Псковской областей). В дальнейшем небольшими группами бологовцы отправлялись выполнять специальное задание в Кимры, Сожж и др. За мужество и отвагу, проявленные в борьбе в тылу врага, 14 человек были награждены медалью «Партизан Великой Отечественной войны».

В городе и районе формировались воинские части, маршевые подразделения, располагались госпитали. Стояли на территории района авиационные части, которые должны были защищать Бологое от налетов вражеской авиации. Местные жители были задействованы на строительстве Хотиловского аэродрома и поддерживали исправное эксплуатационное содержание Макаровского аэродрома, так как Выползовский аэродром был обнаружен и почти выведен из строя вражеской авиацией в первые дни войны.

За героическую работу в годы Великой Отечественной войны станция Бологое была награждена орденом Великой Отечественной войны I степени.

Павел СЛАВИН


809
Читайте также

Для вертолётов санавиации в Тверской области создадут ещё 3 площадки

Для вертолётов санавиации в Тверской области создадут ещё 3 площадки

Утверждена документация по планировке территорий для объектов

Яндекс.Метрика
Тверские ведомости