Премьера в Тверском театре драмы
В Тверском академическом театре драмы все эти дни царило оживленное движение. По лестницам вверх и вниз ходили вельможи в кудрявых париках, нарумяненные дамы, раздавались песни, в фойе полуголосом «проходились по тексту». Сегодня, 16 марта, на большой сцене премьера спектакля в постановке Александра Павлишина по пьесе Карло Гольдони «Слуга двух господ».
Для Александра, который известен в среде театральной общественности Твери больше как актер, это уже третья режиссерская работа, и вторая на большой сцене. Продолжаются на малой сцене «Фантомные боли» Василия Сигарева, с огромным успехом и морем оваций встречены зрителями «Невероятные приключения Буратино и его друзей». И сегодня Александр Павлишин, поставленный перед задачей сделать комедийную постановку, остановился на Карло Гольдони.
Вернее, остановилась художественный руководитель театра Вера Ефремова, которая курирует новую постановку и всячески старается давать Александру Павлишину возможность чтото поставить. Карло Гольдони в театре был. Правда, давно. Лет десятьпятнадцать назад смотрели «Кьоджинские перепалки».
– Я люблю все итальянское, – Александр спешит на прогон, у него сейчас самое нервное и напряженное время. – И культуру итальянскую, и кухню. Италия – она очень темпераментна.
К Александру подходят с венецианскими масками, он выбирает две, и мы продолжаем.
– Материал очень игровой, очень радостный. Для режиссера и актера счастье встретиться с таким материалом – легким, может быть, иногда бесшабашным.
«Слуга двух господ» не будет в чистом виде комедией дель арте, да и Гольдони уже не писал ее как дель арте. Но то, что от этого жанра было привнесено в спектакль, – в первую очередь контакт со зрителем. Во время спектакля будет много выходов в зрительный зал, проходов через него.
– Мы с художником Андреем Юдиным сознательно пытались выдавливать сценическое пространство, сужая его, в зрительный зал, – продолжает Александр. – Выдавливали пространство, чтобы в этом пространстве был зритель. Наша постановка – это общение с конкретным человеком, это связано только с ним, со зрителем. Была даже идея сделать через зал длинный подиум, яму с водой – Венеция ведь, но технические службы сказали, что в нашем театре это, к сожалению, невозможно.
Для Александра Павлишина в этой работе зритель – полноправный участник и создатель спектакля.
– Потому что спектакль – это не то, что я придумал у себя в голове, и не то, что мы репетировали. Спектакль – то, что случится в этот вечер: он родится и, как ни странно, через два часа должен будет умереть, а на следующий день – снова родиться. С таким материалом подругому нельзя. Он должен по какомуто волшебству здесь и сейчас произойти.
Работу над спектаклем начали сразу после новогодних праздников. А материал большой, объемный. По просьбе Павлишина актеры спектакля Дарья Плавинская (Беатриче) и Никита Березкин (Труффальдино) взялись за написание песен. Березкин написал музыку, Плавинская – тексты, так что в спектакле будет совершенно оригинальная музыка.
– Все сделано нашими руками, – говорит Павлишин. – И я очень люблю такие моменты в театре. Для меня это принципиально. Не надо бояться гдето повториться. Надо открывать в каждом, даже всем известном и много раз поставленном материале чтото свое.
В самостоятельное режиссерское плавание художественный руководитель театра Вера Ефремова Павлишина пока не отпускает. Александр признается, что режиссерская работа ему хоть немножко, но ближе:
– Это более свободное творчество. Актер свободен в предложенных игровых рамках, режиссура более объемное понятие творческой свободы, но сложнее и ответственнее.
Итак, сегодня, 16 марта, в 18.30, а также в ближайшие выходные на большой сцене Тверского академического театра драмы нас, судя по всему, ждет весьма интересный прием, где каждый эмоционально сможет стать полноправным участником новой постановки, ну и, конечно, прикоснуться в очередной раз к изысканной и легкой итальянской культуре.
Александр ДЫЛЕВСКИЙ