Старший научный сотрудник краеведческого музея Сергей Кутаков принял участие в международной научной конференции
Конференция Европейской ассоциации археологов (24th Annual Meeting of the European Association of Archaeologists) является крупнейшим форумом археологов и по традиции проводится в начале сентября в разных городах Европы.
XXIV конференция состоялась в Барселоне. Сергей Кутаков, старший научный сотрудник Старицкого краеведческого музея, принял участие в работе секции, рассматривавшей проблемы комплексного исследования лесных территорий. Доклад старичанина был посвящен изучению соотношения освоенных и лесных территорий на Тверской земле в XVI веке по письменным и археологическим источникам.
Не часто старичане выступают на престижном форуме в Испании, поэтому мы решили задать Сергею несколько вопросов.
– Как Вы попали на этот высокий форум?
– В международной конференции, которую проводит Европейская ассоциация археологов, я участвую во второй раз. В прошлом году принимал участие в XXIII конференции, которая проходила в Голландии, в Маастрихте, а в этом году – в Испании, в Барселоне.
Я – член Европейской ассоциации археологов, которая проводит эти конференции, а в этот раз получил еще и приглашение от польских коллег, которые организовали на этой конференции секцию «Лесная археология». Дело в том, что многие лесные районы предоставляют уникальную возможность исследовать хорошо сохранившиеся остатки бывшей человеческой деятельности, следы которой не были стерты или трансформированы современным сельским хозяйством, индустриализацией или урбанизацией. Однако применение стандартных археологических методов на территориях, покрытых лесом, безусловно, сталкивается с рядом проблем. В общем, работа секции была посвящена новейшим теоретическим подходам и методологиям в археологии лесных массивов. Я рассказывал о поздне-средневековых сельских поселениях исторической территории Тверского уезда, а именно – о возможности выявления территорий, использовавшихся в средневековье, но исключенных из хозяйственного оборота в последующее время. Эти территории интересны тем, что на них могли сохраниться наименее поврежденные памятники средневековой археологии, которые имеют большое значение для изучения хронологии формирования поселенческой структуры и изучения материальной культуры различных феодальных хозяйств.
Изучением проблем исторической географии позднесредневековой Руси я увлекся еще на четвертом курсе исторического факультета Тверского государственного университета. Этой же темой продолжил заниматься в магистратуре, там же – на историческом факультете ТвГУ, а потом в аспирантуре в Государственном академическом университете гуманитарных наук в Москве. Сейчас работаю старшим научным сотрудником в Старицком краеведческом музее и заканчиваю диссертацию по исторической географии Тверского уезда XVI–XVII веков.
…С Сергеем Кутаковым общаться интересно – необычный поворот мысли, яркая, эмоциональная речь, где каждое слово имеет силу.
– В нашем музее проходила II научная конференция «Культурное наследие русской провинции». Главная тема конференции – «Памятники в формировании историко-культурной среды». Ее главной целью, как и в прошлом году, станет налаживание связей между учеными, представителями государственной и муниципальной власти, а также общественными организациями в деле изучения, сохранения и популяризации памятников истории и культуры, – продолжает рассказывать Сергей. – Старица богата историко-культурным наследием. Старицкий Успенский монастырь – памятник, значение которого очевидно для каждого. Но сколько вокруг еще памятников, значение которых не меньше, просто не так явно. Возьмем, например, Старицкое городище – территорию средневековой крепости, место, откуда начиналась Старица. Да, от средневекового города почти ничего не осталось, кроме археологического культурного слоя и археологических памятников вроде рвов и валов Старого и Нового городищ, но и это немало. Просто оценить эти памятники не специалисту достаточно сложно. Я надеюсь, что та просветительская работа, которую мы пытаемся проводить на базе музея, сыграет свою роль, и даже археологические объекты станут иметь для горожан не меньшее значение, чем Старицкий монастырь.
Сейчас же городище мало кого интересует. Летом оно регулярно разграбляется детекторщиками. Сейчас в устье реки Старица, у самого основания городища вообще задумали какието строительные работы, законность которых вызывает много сомнений. Они не только могут повредить археологический памятник, но и возведение непонятного здания в этом месте нанесет непоправимый ущерб образу города. Старица – это малый исторический город. Тут нельзя строить что попало и где попало. Однако так происходит. С трибун мы постоянно говорим о том, что наш город древний, с интересной историей, о памятниках, о том, что Старица может стать туристической Меккой. И тут же в центре города строится уродливое здание…
Есть и положительная динамика. Некоторые старицкие храмы стали ремонтироваться. Церковь Рождества Богородицы уже год как работает. На Преображенской церкви сменили кровлю. Сейчас вижу людей, чинящих кровлю трапезной, пристроенной к колокольне Борисоглебского собора. Но есть и одна очень обиженная церковь – Воскресенская, та, что в городском саду. Это – один из важнейших городских памятников! Когда-то соборная церковь Вознесенского женского монастыря. Церковь, в которой покоилась Пелагея Старицкая. Между прочим, это еще и приходская церковь, в которую ходил на службы один из замечательнейших старичан – Иван Петрович Крылов. Несомненно, нужно укрепить стены этой церкви, внутри навести порядок и настелить газон – получится особенно достопримечательное место. Думается, что можно организовать консервацию и облагораживание руин Вознесенской церкви, вместо того, чтобы закрывать ее зеленой сеткой и устанавливать перед ней рекламный баннер во время проведения городских праздников. И, конечно, не стоит в ее округе передвигать могильные плиты двухсотлетней давности при помощи ковша бульдозера.
– А как в Барселоне?
– Я видел работы Пабло Пикассо и Сальвадора Дали. В Национальном музее искусства Каталонии я видел фрески XII–XIII веков. Им уже почти тысяча лет! Это впечатляет. Я ездил по Барселоне на велосипеде. Ездил по Готическому кварталу, среди построек XIV–XV веков. Проезжал мимо зданий, построенных гениальным архитектором Антонио Гауди. Вокруг них толпы туристов выстраиваются в очереди за билетами по двадцать евро, чтобы попасть внутрь. Был на воскресной мессе в храме Святого Семейства, видел могилу Гауди. Много всего видел, и все, что видел, мне очень понравилось.
Старица хоть и не столица Каталонии, но наше культурное наследие не хуже. Старица – это тверская крепость, удельный центр московских князей. У нас в районе сосредоточена большая часть древнейших архитектурных памятников Тверской области. Наше культурное наследие – и материальное, и духовное – очень обширно. Нам есть чем гордиться, нам есть что беречь. В первую очередь, это нужно для нас самих. Мы должны сберегать то, что было построено. Сберегать это всецело, как лучшие образцы нашей культуры, являющиеся нашей гордостью и памятью о наших предках. Образцы, на которые мы должны ориентироваться в своих работах и которые должны стремиться превзойти… Только тогда мы будем по-настоящему развиваться.
…Сергей – человек разносторонний. Играет на гитаре, любит мотоциклы, бегает марафоны. В 2015 году пробежал 42 километра 195 метров на родине марафонского бега, в Афинах. А уже через два дня был за 400 километров от Афин и пытался подняться на Олимп.
– Поднялся только на 2859 метров вершины Митикас (высота ее – 2917), с одним бутербродом и бутылкой воды. Поднимались 8 часов, потом ночевали в горах, без спальников, палаток и прочего… С рассветом пошли выше. Еще 3 часа. Дойти сил не хватило. Видимо, все на марафоне оставил, – рассказывает Сергей.
Имя старичанина, недавнего выпускника Ново-Ямской школы, все известнее становится в ученом мире. Старший научный сотрудник Старицкого краеведческого музея Сергей Кутаков является и внештатным сотрудником Института всеобщей истории РАН. Сергей проводит интересные экскурсии и выступает на престижных форумах с научными докладами. Изучение истории и ее популяризация – вот цель и смысл работы Сергея Кутакова.
Светлана МИХАЙЛОВСКАЯ
Фото Татьяны МОРДАНОВОЙ и из архива Сергея КУТАКОВА