Необходимость реформирования судебной системы назрела уже давно. Сейчас эта тема активно обсуждается как в официальных кругах, так и в обществе.
Судебной системе в советское время не приходилось подстраиваться под динамично изменяющееся законодательство, поэтому она могла достаточно эффективно функционировать на основе сложившейся за длительный исторический период судебной практики. Сейчас судебное законодательство подвержено быстрому изменению и постоянному развитию, судебная практика зачастую противоречива, поскольку в сравнении с советским периодом законодательство не только усложняется и становится более разветвленным, но и увеличивается в объеме. В этих условиях необходимо выстроить эффективную систему контроля за деятельностью судей.
В судейском сообществе назрел целый ряд проблем. Одна из них – резкое снижение уровня профессиональной компетенции судей. Советская система образования воспитывала грамотных специалистов, а после ее распада образование зачастую становилось простой формальностью. Все хорошо помнят проводившиеся кампании по выявлению поддельных дипломов. А ведь многие из их обладателей построили серьезные карьеры и дослужились до высоких руководящих постов. Такие кадры пополнили и судейское сообщество. Не менее серьезной проблемой стала и зависимость принимаемых судьями решений от поступающих «сверху» указаний. В СССР «телефонное право» тоже было широко распространено. До сих пор на слуху множество инсценированных судебных процессов, когда неугодные властям люди оказывались за решеткой и даже были расстреляны. Но то, что присуще тоталитарной системе, не годится для демократического государства и гражданского общества.
Сегодня шансов оспорить то или иное противоправное решение у граждан очень мало, поскольку надзорные инстанции практически не читают поступающих к ним жалоб. В результате люди все чаще обращаются в Европейский суд по правам человека, который уже давно утверждает, что в России надзорные инстанции являются неэффективным средством внутриправового регулирования. Не случайно очень большое количество граждан выражает недовольство тем, как осуществляется судопроизводство. Нередко решения, которые выносятся, вступают в прямое противоречие с законом. Но даже если неправосудное решение всетаки подверглось изменению, судьи и в этом случае никакой ответственности не несут. Нужен реальный, действенный механизм применения административной, дисциплинарной или какойлибо другой ответственности судей всех уровней за противоправные решения, судебные ошибки. Люди часто жалуются на судей в прокуратуру, но по закону возбудить уголовное дело на судью имеет право только Генеральный прокурор РФ. Да и делается это только в крайних случаях. На сегодняшний день единственным органом, контролирующим деятельность судьи, является квалификационная коллегия судей. Но она работает не всегда эффективно и беспристрастно, поскольку состоит из самих же судей, которые блюдут ложно понимаемую честь мундира.
Для того чтобы механизм контроля стал понастоящему действенным, его нужно вывести за пределы судебной системы. В этом случае у жрецов Фемиды появится реальный стимул относиться к своей работе более добросовестно.
Валерий БАРЫШЕВ, юрист