Станислав ПЕТРУШЕНКО, председатель постоянного комитета Законодательного собрания по транспорту и жилищно-коммунальному комплексу
В июле исполнилось четыре года с начала реализации в Тверской области программы капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов.
28 июня 2013 года был принят региональный закон «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области». Исходя из правоприменительной практики, в него неоднократно вносились изменения, в том числе и по инициативе депутатов Законодательного собрания. На мой взгляд, нормативно-правовая база позволяет в отведенные сроки осуществлять региональную программу капитального ремонта.
Программа рассчитана на 30 лет. В нее включены более 11 тысяч многоквартирных домов в муниципальных образованиях области. Действует региональный оператор – Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области, с него и основной спрос за выполнение как всей программы, так и краткосрочных планов.
Должен отметить: подобной программы не было в отечественной истории. Дома не ремонтировались десятилетиями, многих рука ремонтника не касалась с момента постройки. Важно было убедить собственников общедомового имущества в необходимости сбора средств на выполнение программы. И постепенно сознательность росла: если в 2014 году собрано 59 процентов начисленных взносов, то в 2017 году – уже 75 процентов. По уровню собираемости взносов на капремонт Тверская область находится в числе лидеров среди регионов России.
Этого не скажешь о темпах капитального ремонта. А ведь отдаленные сроки проведения – главное, что множит число скептиков среди собственников. И для скепсиса у них есть основания. На 2014–2017 годы в краткосрочные планы было включено 1012 многоквартирных домов, проведен ремонт в 498 домах – это 49 процентов от запланированного количества. Ожидание, когда дойдет очередь до конкретного дома, затягивается.
Анализируя (с выездами в муниципалитеты) практику проведения капитального ремонта, члены постоянного комитета по транспорту и жилищно-коммунальному комплексу пришли к выводу, что аккумулирование взносов на специальных счетах собственников эффективнее, чем концентрация их в так называемом общем котле – на счете регионального оператора. Если за прошедший период собираемость взносов в «общий котел» составила 70 процентов, то на специальные счета – 92 процента. А высокий уровень собираемости взносов является одним из важнейших условий включения дома в краткосрочный план. Нетрудно объяснить, почему и очередь у тех, кто сосредоточил деньги на спецсчетах, подходит быстрее, и ремонтные работы проводятся качественнее и оперативнее. И контроль за ходом ремонта со стороны собственников – более пристальный. Поэтому в региональный закон о капремонте по нашей инициативе было внесено изменение, позволяющее собственникам общедомового имущества вдвое сократить длительность процедуры перевода собранных взносов из «общего котла» на специальные счета.
Жизнь подсказывает, что назревают и другие изменения – как в законодательстве, так и в проведении капитального ремонта. Уже наблюдались случаи, когда отдельные дома включались в краткосрочные планы повторно – для проведения дополнительных работ. Разумно, мне представляется, ввести в практику комплексный ремонт с приведением в порядок либо заменой всего общедомового имущества. Лишь тогда ремонт, по большому счету, можно считать законченным. При замене внутридомовых инженерных систем следует применять энергосберегающие образцы. Все это требуется для создания комфортной среды обитания жильцов многоквартирных домов.