В Твери отметили 25-летие обретения мощей священномученика Фаддея (Успенского), архиепископа Тверского
Торжества 26 октября начались торжественным богослужением в Воскресенском соборе, которое возглавил митрополит Тверской и Кашинский Савва. Затем они продолжились научно-практической конференцией «Наследие священномученика Фаддея (Успенского), архиепископа Тверского (к 25-летию обретения святых мощей)». Конференция прошла в актовом зале Тверской областной универсальной научной библиотеки им. А.М. Горького. Среди ее участников были и те, кто двадцать пять лет назад стали непосредственными участниками событий.
Собрание открылось фильмом. На исторических уже кадрах – город четвертьвековой давности, большой крестный ход в марте 1994 года по центральной улице, лица людей, многих из которых уже нет с нами. По окончании фильма с приветствием к участникам конференции обратился митрополит Савва. Он отметил важность возвращения памяти о новомучениках в современной жизни. С непосредственной историей обретения мощей священномученика Фаддея участников конференции познакомил Александр Буренков, директор Института русско-славянских исследований им Н.Я. Данилевского, основатель издательского дома «Булат». Александр Васильевич эмоционально и живо рассказал, как это было:
– На Неопалимовском кладбище отец Дамаскин (Орловский) после долгих поисков нашел место захоронения, но не стал его открывать. Нас позже спрашивали: «Зачем сразу не сказали правильное место?» Но дело в том, что всегда находятся люди, которые говорят: «Вы не там копаете, надо в другом месте». Было довольно много очевидцев, которые говорили, что знают место захоронения, однако указывали его приблизительно. Церковь на кладбище была разрушена, а другой привязки на местности не было. Поэтому при поиске мощей священномученика Фаддея сначала были проверены все версии, отличные от версии отца Дамаскина. 24 и 25 октября 1993 года сначала были вскрыты места, где, как нам говорили, находится захоронение владыки Фаддея. Но там ничего не нашли. Тогда (по телефону, его самого не было в Твери) батюшка указал, где нужно копать. 26 октября начали раскопки и через час нашли тюремное захоронение.
Сам архимандрит Дамаскин, в настоящее время ответственный секретарь церковно-общественного совета при Патриархе Московском и всея Руси по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской, член Синодальной комиссии по канонизации святых, научный руководитель регионального общественного фонда «Память мучеников и исповедников Русской православной церкви», также выступил на конференции. Его строго научный доклад был посвящен проблемным вопросам канонизации новомучеников. Общая мысль, прозвучавшая в его выступлении: всякая ложь в области агиографии наносит вред, оставляет неразрешимые проблемы для будущих историков.
На конференции выступили также журналист и преподаватель ТвГУ Сергей Глушков, заслуженный работник культуры Зинаида Иноземцева, доцент Московского городского психолого-педагогического университета Марина Егорова, журналист «Тверских ведомостей» и краевед Павел Иванов, церковный историк Виктор Котт и другие.
Наследие священномученика Фаддея, его мученический подвиг, показанный им пример христианского самопожертвования уже четверть века являются неотъемлемой частью церковной и не только церковной жизни Твери. К мощам владыки Фаддея в Вознесенском соборе Твери приезжают паломники из разных уголков России.
Сам факт обретения мощей такого человека, как архиепископ Фаддей, до конца еще в Твери не осмыслен и не оценен в полной мере. Это единственный случай обретения мощей русского епископа, погибшего в репрессиях 1937–1938 годов. И, по-видимому, таковым этот случай и останется: уже ушло из жизни поколение свидетелей тех страшных лет, которые могли бы точно указать, где находятся останки новомучеников.
А в Твери память о владыке Фаддее становится одним из важных факторов подъема церковной жизни, объединяет самых разных людей с различными убеждениями и взглядами. В своей жизни архиепископ был настоящим светильником, утешителем и носителем евангельской истины. Мало или вовсе не имея возможности выступать публично, он, тем не менее, сделал чрезвычайно многое в самые трудные времена для русской церкви – в 1929–1937 годах. Он сам был живой проповедью Христа, и его жизнь была увенчана страданием и мученичеством за правду. И каждое новое поколение будет вновь открывать и осмыслять его подвиг.
Павел ИВАНОВ