Воспитанники Тверской спортивной школы олимпийского резерва часто становятся лучшими на соревнованиях. На одном из последних, по плаванию, победителем первенства ЦФО среди юниоров стал Глеб Тимофеев.
Мы поговорили с его наставником, тренером школы олимпийского резерва Романом Никифоровым, о подготовке юных спортсменов, об особенностях занятий плаванием, о том, как достичь успеха.
В эту школу поступают дети семи-восьми лет, иногда и девяти, а бывает, если ребенок очень одаренный, – и в более взрослом возрасте. Поскольку это все-таки не простая спортивная школа, отбор достаточно жесткий: всех подряд здесь не берут. Первый и главный критерий отбора – человек должен уметь лежать на воде.
Плавучесть, то есть способность держаться на поверхности воды, – врожденное качество. Но даже если для маленького ребенка вода – естественная среда, это не значит, что он прирожденный спортсмен: важна генетическая предрасположенность.
Второй и не менее важный фактор – трудолюбие: если дети не хотят заниматься, заставить их никто не сможет. Успех наполовину зависит от того, как они слушают тренера, как стараются. Уже маленькими ученики узнают правило трех «Т», которое определяет успех, – тренер, талант, трудолюбие.
С первых же занятий начинается подготовка тела юного пловца. В результате тренировок в процессе роста происходят различные морфологические изменения систем организма – опорно-двигательной, дыхательной, нервной, сердечно-сосудистой. К своим 15 годам ребята наплывают очень много километров, в несколько раз больше, чем расстояние вокруг нашей планеты по экватору.
И тренируют здесь не только физическую силу. Идет процесс развития внутренних органов. У физически сильного человека, подтянутого, выносливого, который всю жизнь занимался лыжами и бегал по 50 километров, отличные показатели по специальной физической подготовке. Но быстро плавать ему не удастся: в плавании и беге на лыжах эти показатели отличаются.
Большую часть свободного времени ребята проводят в воде, что благотворно сказывается на их здоровье: нет нагрузки на позвоночный столб, она распределяется горизонтально, и спина разгружается. Все проблемы, которые у человека появляются с возрастом, связаны с прямохождением. Плавание очень влияет на осанку и вообще оказывает на всю будущую жизнь хороший оздоровительный эффект.
Дети занимаются не только в воде. Немало времени, особенно в межсезонье, они проводят в спортивных залах, где идет общефизическая подготовка. Кстати, в своих школах они, как правило, занимают первые места в разных соревнованиях во всех видах спорта.
– Пловец – спортсмен универсальный, он должен быть не только физически сильным, но и растянутым, гибким, подвижным, у него правильно работает мускулатура всего тела. Пожалуй, ни один вид спорта не способен сделать человека настолько гармонически развитым, как плавание, усовершенствовать его так всесторонне. Есть, например, такой вид спорта, как триатлон. Так вот, стрелять и бегать можно научить практически любого человека, но если он никогда не плавал, хороших результатов в триатлоне никогда не покажет, – говорит Роман Никифоров.
Ребята приучаются нести ответственность за свое здоровье. Они знают, что любое занятие спортом может быть чревато сложностями в случае резкого прекращения тренировок. В течение нескольких лет они испытывают большую нагрузку, а когда вдруг ее совсем убирают, могут начаться проблемы со здоровьем.
Видеть тренера
Как рассказал Роман Никифоров, занятия проходят в 50-метровом городском бассейн «Юность» на Петербургском шоссе, единственном в Твери, соответствующем всем необходимым для проведения соревнований требованиям.
Тренирует он и маленьких детей, среди которых присматривает будущих учеников для спортивной школы. Как увидеть способного к плаванию ребенка? Ответить однозначно трудно: многое решает чутье, опыт. В 80-е годы прошлого века в стране проводились серьезные исследования на тему отбора будущих спортсменов, было выработано много рекомендаций, в том числе при приеме ребенка смотреть не только на его личные качества – подвижность и гибкость суставов и так далее, но и на физические данные родителей. Детей тестировали, чтобы понять, насколько психологически они подходят для занятий спортом.
Сейчас так уже не делают. Если подходить к отбору так строго, как это предписывалось в прежние годы, набрать группу будет довольно сложно: у современных детей больше проблем со здоровьем, приходится рассчитывать на опыт и профессионализм тренеров, которые, принимая решение, берут на себя ответственность. Тренер высшей категории с 15-летним опытом работы в школе олимпийского резерва Роман Никифоров уверен в себе: «Я вижу, я чувствую, я понимаю».
Самым одаренным ребенком из всех, кто занимался у этого тренера, стал Глеб Тимофеев. «Толк будет», – сразу понял Роман Никифоров, когда увидел мальчика: хорошее скольжение, целеустремленность, стремление понять наставника. В то время, когда остальные ребята разговаривают, отвлекаются, он смотрит на тренера – видит только его и любое движение, которое ему показывают на тренировке, пытается сразу же повторить, исправить и таким образом закрепить свою технику. Неудивительно, что этот мальчик так быстро двигался к успеху. Маленьким Глеб выиграл на Всероссийских соревнованиях по плаванию «Золотое кольцо», куда съезжались самые сильные ребята со всей страны.
На состоявшемся недавно в Казани соревновании на первенство России он стал пятым в своем возрасте. Сейчас Глеб Тимофеев – чемпион области, на своей дистанции лучший среди всех спортсменов нашего региона. Он выполнил норматив мастера спорта в первенстве и стал сильнейшим в ЦФО на дистанции 50 метров брассом. Соревнования проводятся по четырем видам плавания – баттерфляй, плавание на спине, брасс и кроль, в каждом стиле – своя дистанция.
Такого универсального 15-летнего спортсмена воспитали в тверской школе олимпийского резерва.