В День города было бы дурным тоном говорить только о прошлом Твери или о ее настоящем. Самое время заглянуть и в будущее, попытаться предсказать, какие из чаяний наших земляков сбудутся и как, а какие не сбудутся вовсе. Тем более что свобода для таких рассуждений пока максимальна – нет никаких рамок, никаких документов, определяющих будущее города. Самое главное – нет генерального плана развития Твери.
Обсуждают его довольно давно, но толку – чуть. Потому, наверное, и нет смысла останавливаться подробно на нем, логичнее зайти с другой стороны, противоположной. С того, что именно хотели бы видеть в генплане жители Твери сегодняшней.
В принципе, список таких пожеланий весьма короток и вполне известен. Однако для большей убедительности мы провели своеобразный миниопрос на эту тему в кругу своих друзей и знакомых. Результаты его, разумеется, не удивили.
Итак, первое, что считают необходимым горожане, – это расширение существующих и строительство новых мостов. Причем не одного и даже, возможно, не двух. Многие вспоминают генплан советских времен, согласно которому должны были появиться мосты в створе улицы Карла Маркса – с выходом на Ленинградскую заставу и в створе Смоленского переулка – с выходом в ближнее Затверечье. Про строительство первого из них вроде бы вновь заговорили и сейчас, но вот про второй, во всяком случае, в том же месте, – молчок. Оно вроде бы и понятно – предполагаемые подходы к нему уже застроены, в том числе и культовыми сооружениями, но… Может быть, все же найти адекватный альтернативный вариант?
Вторая главная надежда горожан на генплан связана с ликвидацией того транспортного безобразия (иначе это не назовешь), что творится сейчас в центре города и постепенно, с ростом числа автомобилей, распространяется вширь.
Вот, например, парковки, которых в центре города крайне мало, и потому машинами уставлены и обочины, и тротуары, и проезжая часть. Понятно, что больше их и не станет, нет места, но это если смотреть в одной плоскости. Разговоры о парковках подземных длятся годами, так, наверное, пришло время воплотить их в жизнь.
И тем более можно, нужно, важно найти возможности для увода в другую плоскость машин не только стоящих, но и движущихся. По мнению некоторых, именно и только строительством двухуровневых развязок можно разрешить транспортные проблемы в наиболее «болевых» с этой точки зрения точках города. Таких, например, как площадь Капошвара.
Третий момент, который отмечают опрошенные, вроде бы противоречит первым двум. Это развитие и создание зеленых зон, пляжей и вообще вопросы экологического плана, решить которые на данный момент вроде бы не представляется возможным в принципе. Опять же изза ограниченности места. Хотя понятно, что это нужно, да и варианты решения в некоторой перспективе всетаки просматриваются. Особенно если вспомнить, что в проекте генплана говорится о выводе промышленных предприятий за черту города. Так что будет на их месте? Очередной супермаркет? Или именно зеленая зона?
Все, с кем довелось беседовать, непременно называли именно эти три пункта: мосты, транспорт, зеленые зоны. Таковы надежды и чаяния жителей Твери относительно ее будущего. Остальные пожелания были крайне немногочисленны. О чем это свидетельствует? О том, что названные встали предельно остро.
Очень хочется надеяться, что эти чаяния горожан понимают и те, кто занимается генпланом. К тому же Губернатор Тверской области Андрей Шевелёв в своем Послании 28 июня назначил срок – в этом году генплан у Твери должен быть…
Игорь БОГАТЫРЁВ