Семеро тверитян удостоены звания Героя Советского Союза за подвиги, совершенные в послевоенное время. Среди них трое подводников, трое летчиков и космонавт. География этих Героев: Бологое, Кимры, Кувшиново, Спирово, Удомля и дважды Калязин. Один из них, Иван Вячеславович Карелин, родился в Калязине 19 июня 1924 года. Сведений о его жизни, службе и работе в нашем распоряжении очень немного. Возможно, об этом больше знают замечательные калязинские краеведы, к которым мы обратимся за дополнительной информацией. Но нам известно главное – какие модели военных самолетов испытывал Карелин. И это, надо сказать, впечатляет. Об этом и пойдет речь.
Что же касается биографической канвы Ивана Вячеславовича, то она такова. Детство и юность уроженец Калязина провел в городе Раменском Московской области и окончил там в 1941 году местный аэроклуб. В 1942 г. он завершил обучение в 3-й военной авиашколе первоначального обучения летчиков в городе Сасове, в 1942–1945 годах учился в Ульяновской военной авиационной школе летчиков, а в 1946 году окончил Тамбовское военное авиационное училище летчиков. До 1950 года Карелин служил в строевых частях Военно-воздушных сил начальником светомаяков, а затем вышел в запас в звании капитана.
Два года наш земляк работал летчиком-инструктором Коломенского аэроклуба, которым тогда руководил дважды Герой Советского Союза Василий Зайцев, командовавший во время войны 5-м гвардейским истребительным авиаполком. В его состав входила «поющая эскадрилья», о которой снят художественный фильм Леонида Быкова «В бой идут одни “старики”».
В 1953 году Карелин окончил курсы при школе летчиков-испытателей и несколько лет работал летчиком-испытателем Улан-Удэнского авиазавода в Забайкалье – испытывал серийные учебно-тренировочные истребители МиГ-15УТИ.
Почти 30 лет – с 1956-го по 1984 год – Иван Карелин являлся летчиком-испытателем знаменитого Горьковского авиазавода: испытывал серийные сверхзвуковые истребители МиГ-19 и МиГ-21, сверхзвуковые перехватчики МиГ-25 и МиГ-31 и их модификации. Если нет информации о летчике, компенсируем это информацией об уникальных самолетах, которые он «научил летать».
С 1955-го по 1957 год Горьковский авиационный завод производил МиГ-19 – первый советский серийный сверхзвуковой истребитель. Этот одноместный реактивный истребитель, разработанный ОКБ Микояна и Гуревича в начале 1950-х годов, широко применялся в системе ПВО СССР и поставлялся за рубеж. Первый серийный вариант имел на вооружении три 23-миллиметровые пушки НР-23. Поставки в войска начались в марте 1955 года, уже 3 июля в воздушном параде в Тушине участвовали 48 новых МиГов, а всего до конца 1955 года цеха завода покинули 139 «девятнадцатых». МиГ-19 применялся для перехвата нарушителей границ, причем не только в СССР, но и в Китае. Во Вьетнаме он использовался в целях воздушного прикрытия от воздушных атак. Египет применял МиГ-19 во время Шестидневной войны в 1967 году. Этот самолет был на вооружении очень многих стран мира.
В 1959 году в Горьком был начат серийный выпуск МиГ-21, первого самолета КБ МиГ с треугольным крылом, который стал самым массовым сверхзвуковым истребителем в истории мировой авиации. Он выпускался серийно до 1985 года, применялся во многих вооруженных конфликтах. Всего в СССР, Чехословакии и Индии было выпущено 11496 машин, а в Китае экспортная версия продолжает выпускаться и в настоящее время (изготовлено около 2500 машин). МиГ-21 является первым советским реактивным истребителем второго поколения, что подразумевает использование ракет как основного вооружения и скорости около двух скоростей звука. МиГ-21 был легким, маневренным самолетом, что очень помогло ему в борьбе с американским F4 «Фантом» II во Вьетнамской войне. В 1977 году с появлением МиГ-29 этот самолет окончательно устарел и начал постепенно вытесняться новыми. Истребители МиГ-21СМ строились в 1968–1971 годах только для ВВС Советского Союза заводом № 21 в Горьком, и их испытывал Иван Карелин. Помимо совершенствования самого самолета продолжали появляться новые ракеты. Часть самолетов МиГ-21бис оснащалась оборудованием для подвески ядерной бомбы. По советским данным, в общей сумме вьетнамские истребители в воздушных боях сбили 350 самолетов противника при потере 131 своего. По американским данным, было сбито 195 вьетнамских самолетов при потере 77 своих. МиГ-21 состоял на вооружении и использовался в ВВС более чем 65 стран.
С 1969-го по 1985 год на Горьковском авиазаводе производился истребитель-перехватчик МиГ25 – первый в истории авиации цельносварной самолет. Этот сверхзвуковой высотный истребитель спроектирован конструкторским бюро Микояна – Гуревича. Иван Карелин принял непосредственное участие в его испытаниях. В конце 1950-х годов в СССР была развернута разработка военного самолета, который был бы способен отражать предполагаемую угрозу со стороны американского сверхзвукового бомбардировщика B58, его модернизированных последователей и самолетов, которые в перспективе были способны развивать трехкратную скорость звука. Опытная машина была готова к декабрю 1963 года, заводские испытания начались с 6 марта 1964 года. 21 августа 1977 года летчик-испытатель А. Федотов установил на этой машине абсолютный мировой рекорд высоты полета – 37650 м, а всего на самолете этого типа установлены 29 мировых авиационных рекордов. 6 сентября 1976 года самолет МиГ-25 был угнан летчиком ВВС СССР Виктором Беленко в Японию. После этого в течение многих лет в дальневосточных частях стали заправлять самолеты из такого расчета, чтобы самолету не хватило горючего до ближайшего иностранного аэропорта. В конце 1960-х и начале 1970-х годов несколько самолетов МиГ-25 проходили испытания в Египте, в 1980-х годах использовались Сирией и Ираком. Иракские МиГ-25 применялись в ходе войны в Персидском заливе в 1991 году. В СССР они стояли на вооружении вплоть до распада страны в 1991 году, в 1990-х годах имелись в вооруженных силах ряда стран СНГ.
С 1981 года на Горьковском авиазаводе началось производство МиГ-31 – двухместного сверхзвукового всепогодного истребителя-перехватчика дальнего радиуса действия. Это первый советский боевой самолет четвертого поколения. Он предназначен для перехвата и уничтожения воздушных целей на предельно малых, малых, средних и больших высотах, днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях, при применении противником активных и пассивных радиолокационных помех, а также ложных тепловых целей. Группа из четырех самолетов МиГ-31 способна контролировать воздушное пространство протяженностью по фронту 800–900 км. Изначально предназначался для перехвата крылатых ракет во всем диапазоне высот и скоростей, а также низколетящих спутников. Полки МиГ-31 ряд лет имели статус спецназа в составе ПВО. Постановлением Совета Министров СССР от 6 мая 1981 года МиГ-31 с ракетами Р-33 был принят на вооружение. Первая серия, изготовленная в Горьком, состояла всего из двух самолетов, вторая – из трех, третья – из шести. Все они предназначались для проведения летных испытаний. В них участвовал заслуженный летчик-испытатель СССР Иван Карелин. Новые перехватчики стали поступать на вооружение в 1983 году.
13 апреля 1983 года за мужество и героизм, проявленные при испытании новой авиационной техники, летчику-испытателю Ивану Вячеславовичу Карелину было присвоено звание Героя Советского Союза (медаль «Золотая Звезда» № 11494).
Производство МиГ-31 было свернуто в 1994 году. К этому времени было построено более 500 самолетов. Во время 2-й чеченской войны МиГ-31 контролировали воздушное пространство Чеченской Республики. На данный момент проводится модернизация состоящих на вооружении самолетов, первые из них поступили в войска.
На начало 2013 года МиГ-31БМ Канской авиагруппы привлекаются для несения боевого дежурства в положении «дежурство на земле» с других аэродромов. Недавно авиационная группа «Сокол» в Перми пополнилась тремя истребителями МиГ-31Б. На модернизированном самолете максимальная дальность обнаружения воздушных целей увеличена до 320 км. На автоматическое сопровождение принимаются до десяти целей, а новейшие комплексы «Заслона» отслеживают до 24 целей и одновременно могут атаковать до 8 целей.
Иван Вячеславович Карелин до 1989 года жил в городе Горьком (ныне Нижний Новгород), затем в Киеве, а в последние годы жизни – в подмосковном городе Жуковском, где и скончался 14 мая 2001 года.
По состоянию на 2013 год в ВВС России на вооружении стоят 120 МиГ-31. Одна из семи авиабаз, где они находятся, – аэродром Хотилово в Бологовском районе Тверской области.
Вячеслав ВОРОБЬЁВ