Тройная скорость звука. К 95-летию Героя Советского Союза Ивана Вячеславовича Карелина | официальный сайт «Тверские ведомости»
подписка
Международная выставка-форум ВДНХ

Тройная скорость звука. К 95-летию Героя Советского Союза Ивана Вячеславовича Карелина

10:35

29 мая 2019

1634

Тройная скорость звука. К 95-летию Героя Советского Союза Ивана Вячеславовича Карелина

Семеро тверитян удостоены звания Героя Советского Союза за подвиги, совершенные в послевоенное время. Среди них трое подводников, трое летчиков и космонавт. География этих Героев: Бологое, Кимры, Кувшиново, Спирово, Удомля и дважды Калязин. Один из них, Иван Вячеславович Карелин, родился в Калязине 19 июня 1924 года. Сведений о его жизни, службе и работе в нашем распоряжении очень немного. Возможно, об этом больше знают замечательные калязинские краеведы, к которым мы обратимся за дополнительной информацией. Но нам известно главное – какие модели военных самолетов испытывал Карелин. И это, надо сказать, впечатляет. Об этом и пойдет речь.

Что же касается биографической канвы Ивана Вячеславовича, то она такова. Детство и юность уроженец Калязина провел в городе Раменском Московской области и окончил там в 1941 году местный аэроклуб. В 1942 г. он завершил обучение в 3-­й военной авиашколе первоначального обучения летчиков в городе Сасове, в 1942–1945 годах учился в Ульяновской военной авиационной школе летчиков, а в 1946 году окончил Тамбовское военное авиационное училище летчиков. До 1950 года Карелин служил в строевых частях Военно-­воздушных сил начальником светомаяков, а затем вышел в запас в звании капитана.

Два года наш земляк работал летчиком­-инструктором Коломенского аэроклуба, которым тогда руководил дважды Герой Советского Союза Василий Зайцев, командовавший во время войны 5-­м гвардейским истребительным авиаполком. В его состав входила «поющая эскадрилья», о которой снят художественный фильм Леонида Быкова «В бой идут одни “старики”». 

В 1953 году Карелин окончил курсы при школе летчиков­-испытателей и несколько лет работал летчиком-­испытателем Улан-­Удэнского авиазавода в Забайкалье – испытывал серийные учебно-­тренировочные истребители МиГ-­15УТИ.

Почти 30 лет – с 1956-­го по 1984 год – Иван Карелин являлся летчиком­-испытателем знаменитого Горьковского авиазавода: испытывал серийные сверхзвуковые истребители МиГ­-19 и МиГ­-21, сверхзвуковые перехватчики МиГ-­25 и МиГ-­31 и их модификации. Если нет информации о летчике, компенсируем это информацией об уникальных самолетах, которые он «научил летать». 

С 1955-­го по 1957 год Горьковский авиационный завод производил МиГ­-19 – первый советский серийный сверхзвуковой истребитель. Этот одноместный реактивный истребитель, разработанный ОКБ Микояна и Гуревича в начале 1950-­х годов, широко применялся в системе ПВО СССР и поставлялся за рубеж. Первый серийный вариант имел на вооружении три 23-­миллиметровые пушки НР-­23. Поставки в войска начались в марте 1955 года, уже 3 июля в воздушном параде в Тушине участвовали 48 новых МиГов, а всего до конца 1955 года цеха завода покинули 139 «девятнадцатых». МиГ-­19 применялся для перехвата нарушителей границ, причем не только в СССР, но и в Китае. Во Вьетнаме он использовался в целях воздушного прикрытия от воздушных атак. Египет применял МиГ-­19 во время Шестидневной войны в 1967 году. Этот самолет был на вооружении очень многих стран мира.

В 1959 году в Горьком был начат серийный выпуск МиГ-­21, первого самолета КБ МиГ с треугольным крылом, который стал самым массовым сверхзвуковым истребителем в истории мировой авиации. Он выпускался серийно до 1985 года, применялся во многих вооруженных конфликтах. Всего в СССР, Чехословакии и Индии было выпущено 11496 машин, а в Китае экспортная версия продолжает выпускаться и в настоящее время (изготовлено около 2500 машин). МиГ-­21 является первым советским реактивным истребителем второго поколения, что подразумевает использование ракет как основного вооружения и скорости около двух скоростей звука. МиГ­-21 был легким, маневренным самолетом, что очень помогло ему в борьбе с американским F­4 «Фантом» II во Вьетнамской войне. В 1977 году с появлением МиГ­-29 этот самолет окончательно устарел и начал постепенно вытесняться новыми. Истребители МиГ­-21СМ строились в 1968–1971 годах только для ВВС Советского Союза заводом № 21 в Горьком, и их испытывал Иван Карелин. Помимо совершенствования самого самолета продолжали появляться новые ракеты. Часть самолетов МиГ­-21бис оснащалась оборудованием для подвески ядерной бомбы. По советским данным, в общей сумме вьетнамские истребители в воздушных боях сбили 350 самолетов противника при потере 131 своего. По американским данным, было сбито 195 вьетнамских самолетов при потере 77 своих. МиГ-­21 состоял на вооружении и использовался в ВВС более чем 65 стран. 

С 1969-­го по 1985 год на Горьковском авиазаводе производился истребитель­-перехватчик МиГ­25 – первый в истории авиации цельносварной самолет. Этот сверхзвуковой высотный истребитель спроектирован конструкторским бюро Микояна – Гуревича. Иван Карелин принял непосредственное участие в его испытаниях. В конце 1950-­х годов в СССР была развернута разработка военного самолета, который был бы способен отражать предполагаемую угрозу со стороны американского сверхзвукового бомбардировщика B­58, его модернизированных последователей и самолетов, которые в перспективе были способны развивать трехкратную скорость звука. Опытная машина была готова к декабрю 1963 года, заводские испытания начались с 6 марта 1964 года. 21 августа 1977 года летчик­-испытатель А. Федотов установил на этой машине абсолютный мировой рекорд высоты полета – 37650 м, а всего на самолете этого типа установлены 29 мировых авиационных рекордов. 6 сентября 1976 года самолет МиГ-­25 был угнан летчиком ВВС СССР Виктором Беленко в Японию. После этого в течение многих лет в дальневосточных частях стали заправлять самолеты из такого расчета, чтобы самолету не хватило горючего до ближайшего иностранного аэропорта. В конце 1960-­х и начале 1970­-х годов несколько самолетов МиГ­-25 проходили испытания в Египте, в 1980­-х годах использовались Сирией и Ираком. Иракские МиГ­-25 применялись в ходе войны в Персидском заливе в 1991 году. В СССР они стояли на вооружении вплоть до распада страны в 1991 году, в 1990-­х годах имелись в вооруженных силах ряда стран СНГ. 

С 1981 года на Горьковском авиазаводе началось производство МиГ­-31 – двухместного сверхзвукового всепогодного истребителя-­перехватчика дальнего радиуса действия. Это первый советский боевой самолет четвертого поколения. Он предназначен для перехвата и уничтожения воздушных целей на предельно малых, малых, средних и больших высотах, днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях, при применении противником активных и пассивных радиолокационных помех, а также ложных тепловых целей. Группа из четырех самолетов МиГ-­31 способна контролировать воздушное пространство протяженностью по фронту 800–900 км. Изначально предназначался для перехвата крылатых ракет во всем диапазоне высот и скоростей, а также низколетящих спутников. Полки МиГ­-31 ряд лет имели статус спецназа в составе ПВО. Постановлением Совета Министров СССР от 6 мая 1981 года МиГ­-31 с ракетами Р-­33 был принят на вооружение. Первая серия, изготовленная в Горьком, состояла всего из двух самолетов, вторая – из трех, третья – из шести. Все они предназначались для проведения летных испытаний. В них участвовал заслуженный летчик­-испытатель СССР Иван Карелин. Новые перехватчики стали поступать на вооружение в 1983 году.

13 апреля 1983 года за мужество и героизм, проявленные при испытании новой авиационной техники, летчику-­испытателю Ивану Вячеславовичу Карелину было присвоено звание Героя Советского Союза (медаль «Золотая Звезда» № 11494).

Производство МиГ­-31 было свернуто в 1994 году. К этому времени было построено более 500 самолетов. Во время 2-­й чеченской войны МиГ­-31 контролировали воздушное пространство Чеченской Республики. На данный момент проводится модернизация состоящих на вооружении самолетов, первые из них поступили в войска.

На начало 2013 года МиГ-­31БМ Канской авиа­группы привлекаются для несения боевого дежурства в положении «дежурство на земле» с других аэродромов. Недавно авиационная группа «Сокол» в Перми пополнилась тремя истребителями МиГ­-31Б. На модернизированном самолете максимальная дальность обнаружения воздушных целей увеличена до 320 км. На автоматическое сопровождение принимаются до десяти целей, а новейшие комплексы «Заслона» отслеживают до 24 целей и одновременно могут атаковать до 8 целей. 

Иван Вячеславович Карелин до 1989 года жил в городе Горьком (ныне Нижний Новгород), затем в Киеве, а в последние годы жизни – в подмосковном городе Жуковском, где и скончался 14 мая 2001 года. 

По состоянию на 2013 год в ВВС России на вооружении стоят 120 МиГ-­31. Одна из семи авиабаз, где они находятся, – аэродром Хотилово в Бологовском районе Тверской области.

Вячеслав ВОРОБЬЁВ

0
"Тверские ведомости" теперь в Дзене! Подписывайтесь на наш канал и читайте только важные новости. Также присоединяйтесь к нам в ВК, ОК и Телеграм.

Из этой же рубрики

Лента новостей

Отключения электричества в Тверской области на 27 апреля 2024 года

15:31 / 26.04.2024 63

В Твери почтили память героев-чернобыльцев

15:15 / 26.04.2024 49

Экстра-высокие ставки по депозитам сохранятся 

14:51 / 26.04.2024 88

В Москве представлен первый цифровой полигон платформы «Ростелеком Ключ»

14:38 / 26.04.2024 80

Губернатор Игорь Руденя поздравил со 105-летием ветерана Великой Отечественной войны Гаран Марию Алексеевну

14:30 / 26.04.2024 85

Представители Верхневолжья приняли участие в съезде Российского союза промышленников и предпринимателей

14:21 / 26.04.2024 112

МегаФон создал интеллектуальную логистическую систему для промышленных гигантов страны

14:15 / 26.04.2024 64

В Твери у школы №21 установят современный игровой комплекс для детей

14:09 / 26.04.2024 117

Дан старт написанию Международной исторической акции «Диктант Победы – 2024»

13:56 / 26.04.2024 96

Мошенники придумали новую схему обмана с полисом ОМС

13:47 / 26.04.2024 291

68% россиян предпочитают кешбэк рублями

13:39 / 26.04.2024 91

Губернатор Игорь Руденя наградил лучших спасателей Верхневолжья и передал новую технику подразделениям

13:23 / 26.04.2024 94

Акция «Уступи дорогу поездам!» прошла в Твери: нарушителей оштрафовали

12:45 / 26.04.2024 155

Энергоблок №3 Калининской АЭС остановят для проведения планового капитального ремонта с модернизацией оборудования

12:45 / 26.04.2024 118

В Твери прошла репетиция военного парада к 9 мая

12:32 / 26.04.2024 252

Полицейские Верхневолжья задержали 31-летнего мужчину с крупной партией наркотиков

12:27 / 26.04.2024 101

Суд в Торопце обязал жительницу расплатиться за неоплаченный кредит

12:18 / 26.04.2024 124

В Андреапольском округе благоустроят воинское захоронение

12:15 / 26.04.2024 123

Жителя Тверской области обвиняют в резонансном убийстве

12:14 / 26.04.2024 112

В селе Кушалино Тверской области отремонтируют врачебную амбулаторию

12:10 / 26.04.2024 114

45-летний житель Твери понес наказание за любовь к халяве

12:09 / 26.04.2024 134

Появилось решение суда по делу нарушившего миграционные правила гражданина Грузии

11:49 / 26.04.2024 158

2 мая 2024 года в Тверской области проводят в последний путь бойца из Ржева

11:43 / 26.04.2024 1012

Суд в Верхневолжье приговорил к обязательным работам любителя наркотиков

11:14 / 26.04.2024 204

В Омске задержали мужчину, скрывавшегося от суда за ДТП в Тверской области

10:45 / 26.04.2024 169

«Сосредоточиться на созидании и памяти, а не выпивке»: депутат Госдумы предложил ограничить продажу алкоголя на майских

10:30 / 26.04.2024 258

Добровольцы из Твери помогут школьникам подготовиться к экзаменам

10:07 / 26.04.2024 100

Организации обязаны представлять бухгалтерскую отчетность только в электронном виде

09:50 / 26.04.2024 121

В Кесовой Горе прошел турнир в честь погибшего участника СВО Зыбина Андрея

09:47 / 26.04.2024 474

Больше 1700 жителей Тверской области, пострадавших в результате аварии на Чернобыльской АЭС, получают различные меры поддержки 

09:41 / 26.04.2024 114