– Сын пошел в школу, и начались проблемы. Учитель говорит, что ребенок способный, но гиперактивный, мешает учиться себе и окружающим. Надо ли обращаться к врачу?
– Повышенная двигательная активность, невнимательность и импульсивность – все это появляется у ребенка с рождения, но начинает мешать ему именно в школе, где нужны функции, которые у ребенка неразвиты. Но их можно и нужно развивать – есть специальные упражнения, и родители могут заниматься с детьми, и лучше, если эти занятия проводятся уже в дошкольном возрасте. Но надо понимать, в чем проблема у ребенка, поэтому лучше обратиться к психотерапевту или психологу и начать коррекцию под его наблюдением. Не всегда нужно медикаментозное лечение, часто оказывается, что надо целенаправленно развивать те или иные функции у ребенка. Дело это небыстрое: если каждый день заниматься минут по двадцать, то результат будет через полгода, не ранее. Самые первые рекомендации: надо давать гиперактивным детям возможность выхода энергии в активных физических занятиях. Во время подготовки домашних заданий необходима организация рабочего места, чтобы ничто не могло отвлекать ребенка от занятий. Родитель должен быть рядом, пока у ребенка не будут сформированы навыки самостоятельной учебной работы.
– Сын очень рассеянный, плохо слушает, погружен в свои мысли, постоянно забывает и теряет вещи в школе. Может ли это быть симптомами заболевания?
– Не видя ребенка, трудно ответить на этот вопрос. В любом случае, если родители не могут объяснить причины какихлибо отклонений в поведении ребенка, значит, надо обратиться к специалистам, которые эти причины выяснят и дадут необходимые рекомендации. Может оказаться достаточно консультации школьного психолога, а возможно, потребуется лечение у психотерапевта.
– Ребенку исполнилось семь лет, пора идти в школу, а он плохо говорит. Родители решили год подождать и отправить его в школу на будущий год. Правильно ли это решение и как исправить ситуацию?
– Существует такая закономерность: как я говорю, так я буду слышать, так я буду писать. Если есть задержка речевого развития, то неизбежно возникают проблемы с учебой. Если в возрасте старше 4–4,5 лет у ребенка остаются нарушения в звукопроизношении, то необходимо обследование и у психотерапевта, и у логопеда, чтобы выяснить, в чем причины, и назначить коррекцию, результаты которой тоже появятся не скоро. Обычно логопеды ставят детям речь за годдва. Если родители не предпримут никаких мер, то этому ребенку учиться в школе будет гораздо тяжелее, чем остальным детям.