Почти 16 тысяч подростков Верхневолжья смогут этим летом найти официальную подработку. Это результат тщательно выстроенной системы занятости подростков.
В ней задействованы школы и колледжи, Главное управление по труду и занятости населения Тверской области и территориальные ЦЗН, социальные службы, крупные предприятия и малый бизнес.
Основа и будущее
– Важно, чтобы обеспечение занятости подростков было составляющей системной работы по повышению престижа рабочих профессий, профориентации молодежи, решению кадровых вопросов в народном хозяйстве. Трудовая занятость в период каникул для наших школьников – это возможность получить первый профессиональный опыт или укрепить его. И самое главное – увидеть, как работают предприятия и организации, понять, что такое трудовой коллектив. Эти ребята – костяк, основа и будущее нашей страны, – отметил губернатор Игорь Руденя на одном из недавних заседаний регионального правительства.
Там подчеркнули: при организации рабочих мест для подростков важно учитывать кадровые потребности реального сектора. Это ЖКХ, транспорт, сфера туризма и гостеприимства, сельское хозяйство…
В Тверской области действует программа содействия занятости населения, согласно которой работодатели, готовые трудоустраивать школьников, имеют право на компенсацию заработной платы подросткам из бюджета, надбавки наставникам и ряд других льгот. То есть сотрудничество взаимовыгодно. Дети получают первый рабочий опыт (и что немаловажно – первые зарплаты). А работодатель – репутацию социально ответственного бизнеса и уверенность в будущем, в том, что у молодого поколения достаточно энергии и жажды знаний, чтобы ему можно было доверить любую сферу.
С делом знакомы
Колхоз «Мир» в Торжокском районе – один из таких работодателей. Работать летом для местных ребят – вполне логичное решение. Платят прилично, и родителям надо помочь.
Как отмечает исполняющий обязанности председателя колхоза Наталья Лашина, сельские школьники к труду привычны. И к своей первой работе приступают с неплохим знанием дела.
– Сейчас у нас трудоустроены 15 человек. Но думаем, будут еще – ждем студентов колледжей, которые скоро приедут домой на каникулы. Я убеждена: уважение к труду можно воспитать только трудом. Ребенок должен собственными руками сделать что-то значимое, увидеть результат, получить заслуженный заработок. Именно так формируется ответственность человека за свою жизнь, – говорит Наталья Лашина.
20 подростков готово принять «Верхневолжское АТП». 13 человек уже приступили к работе – 8 в Твери, по двое в Ржеве и Конаково и один в Кимрах.
– Мы трудоустраиваем ребят уже третий сезон. Школьникам поручаем работу с документами – сканирование, копирование, загрузка в электронные системы предприятия. Надеемся, это позволит им развить ответственность, коммуникативные навыки, а также поможет определиться с выбором будущей сферы деятельности, – говорят в «Верхневолжском АТП».
Виктория Калинина – одна из юных сотрудников АТП. Она подтверждает: летняя подработка, действительно, помогает увидеть профессию изнутри.
– Я хочу стать юристом. Мне интересно посмотреть, как устроено крупное предприятие, важен навык работы с документами. Возможность попробовать себя в деле, убедиться, что выбранная профессия тебе подойдет, очень вдохновляет. Ну и потом, я зарабатываю на свою мечту – хочу поехать в Санкт-Петербург, – говорит девушка.
Законы и стандарты
Программа вызывает все больший интерес у малого и среднего бизнеса. Сергей Коршунов – директор кафе, где трудоустроены несколько ребят.
– Если ребенок хочет работать, а не пропадать на улице или в Интернете, значит, он воспитан правильно. Первое, что мы делаем, – знакомим ребят с нормами и стандартами. Для многих это своего рода открытие: ребята понимают, что дисциплина с началом взрослой жизни не заканчивается, а только начинается. Второй момент: сфера гостеприимства – это общение с самыми разными людьми. Официант должен быть немного психологом. Конечно, не все из наших юных сотрудников свяжут свою дальнейшую жизнь с предприятиями питания. Но внимательность, тактичность, аккуратность, четкое следование профессиональным стандартам пригодятся им в любой профессии, – говорит мой собеседник.
На работу – с интересом
А кто-то может подработать прямо в стенах родной школы. Как, например, ученики центра образования города Торжка.
– При центре образования открыт летний оздоровительный лагерь, а в нем есть трудовой отряд. В него входит 22 ученика. Ребята занимались в первую очередь благоустройством школы. Разбивали клумбы, покрывали лаком парты, занимались уборкой. А также в буквальном смысле прикоснулись к истории родного города – наш трудовой отряд участвовал в археологических раскопках. Мы старались создать разнообразный фронт работ, чтобы дети спешили в трудовой отряд с интересом. И наконец, ребята получили очень важный опыт: они увидели, как выглядят трудовые договоры, ознакомились с правами и обязанностями работника и работодателя, освоили нюансы регистрации на государственных порталах (для трудоустройства было необходимо пройти авторизацию на единой цифровой платформе «Работа в России»). Способность разбираться в этих правовых аспектах зачастую и взрослым необходима, – рассказывает директор центра образования Ольга Савинцева.
В этом году программа поддержки работодателей, готовых вложиться в будущее, расширена. Теперь субсидии смогут получать и некоммерческие организации. Также предполагается поощрять муниципалитеты, показавшие лучшие результаты по трудоустройству молодежи.
Цифра
16 тысяч школьников Верхневолжья получат первые зарплаты.