Среда, 8 июля / 16:42

16+
Тверская фотохудожница рассказала о творчестве в период карантина

Тверская фотохудожница рассказала о творчестве в период карантина

Тверская фотохудожница рассказала о творчестве в период карантина
Фото: Тверьлайф

Нина Петько: «Создатель — это не технология, а человек»

Если вы увлекаетесь портретной съемкой, то, конечно, вам известно имя Нины Петько. В ее аккаунте в Инстаграм больше пяти тысяч подписчиков, а отдельные ее работы способны удивить самых искушенных ценителей, повидавших все что можно в современном арт-пространстве. Она легендарная, и этим все сказано. 

О том, что отделяет искусство от ремесла, о противостоянии пленки и «цифры», а также о многом другом Нина Петько – в эксклюзивном интервью журналу «Тверьлайф».

Нина, как давно вы занимаетесь фотографией? Что было триггером?

— Я увлеклась этим на последнем курсе художественного училища. На занятиях по фотоделу открыла для себя новый инструмент воплощения идей с помощью фотографии. Используя его, намного быстрее добивалась желаемого от картинки. Прошло 12 лет, и я до сих пор считаю фотографию быстрым изобразительным способом донести до зрителя свою задумку.

Сейчас это ваша основная деятельность или хобби? И где, на ваш взгляд, проходит тонкая грань между профессией и увлечением?

— Фотография — моя основная деятельность. А грань между профессией и увлечением – деньги. Если делаешь бесплатно — это уже увлечение.

Среди ваших работ много портретов. Почему именно они?

— Я считаю, что человек — неизведанная вселенная, в нем очень много красоты, загадочности и уникальности. Каждый раскрывается передо мной по-особенному, оттого процесс захватывает с головой. Раскрыть человека во время съемки — непростая задача, но эта сложность ещё больше привлекает. Своего рода психологическая игра, которая, как правило, успешно протекает и дает потрясающие результаты. Для меня важна интимность на площадке, поэтому жанры семейной и детской съемки — совсем не моё.

В каких еще жанрах любите работать?

— Последний год увлекаюсь видео, создаю зарисовки, клипы на музыку мужа. Также обожаю стрит-фотографию и постоянно практикуюсь в этом направлении. Развиваю съемку натюрмортов.

Как часто снимаете? 

— Раньше я могла снимать хоть каждый день. Набирала порой на неделю «тонну» съемок, считая, что справлюсь. Внутренний запал и желание присутствуют в каждой съемке, независимо от состояния, но в итоге — перегруз. Сейчас у меня все происходит более мягко и чутко по отношению к себе, тем не менее я снимаю много.

С какой техникой предпочитаете работать?

— Я как села за «руль» Canon, так и продолжаю им управлять. А вот монитор для меня принципиальная вещь, использую Macintosh.

Еще в начале двухтысячных на волне развития новых технологий многие предрекали смерть фотопленке. Однако и сейчас, в 2020-м, она живее всех живых. Откуда такое трепетное отношение? Или это мода?

— Всё зависит от задачи, которую вы ставите перед собой. Я снимаю на пленку преимущественно творческие проекты, потому что с ней не надо проводить большого постпродакшена, всё уже готово и красиво. Пленкой увлечен не только 2020 год. Она всегда шла параллельно с цифрой, выполняя иные задачи.

Как выбираете темы для снимков? Кто ваши модели?

— Чаще всего я вдохновляюсь самим человеком, его увлечениями, жизненной позицией, внешностью. Часто он ассоциируется у меня с определенным цветом. Далее всю эту информацию я пропускаю через себя — и получается образ. Я очень редко снимаю профессиональных моделей, главные герои моих снимков – обычные люди.

Как выбираете локации для съемок?

— Интуитивно.

Что вас вдохновляет?

— Всё, что происходит вокруг. Текстуры, фактуры, закаты, картины, города, книги.

Чем еще занимаетесь, кроме фотографии? Какие у вас увлечения?

— Я занимаюсь живописью, графикой, создаю коллажи, как бумажные так и цифровые. Очень люблю кинематограф, да и в целом мне нравится открывать для себя новых авторов во многих сферах искусства.

Как вы думаете, вытеснят ли профессиональную съемку новые технологии? И что вообще ждет фотографию через 5, 10 или, скажем, 25 лет?

— Я считаю, что фотография бессмертна и никогда не оставит своих позиций. Она сейчас доступна каждому, но создатель — это не технология, а человек. Через 5, 10 или 25 лет фотография продолжит припеваючи жить и процветать.

Как отделить искусство от ремесла? И как понять, сняты работы со вкусом или это китч?

— Искусство отличается от ремесла наличием идеи или её отсутствием. Понятие вкуса очень субъективно. На каждого зрителя с его предпочтениями найдется фотограф со своим стилем.

Кем бы вы себя назвали – больше фотографом или художником? 

— Я назвала бы себя художником.

Что важнее – чувство вкуса, знание теории или мощная техника?

— Важнее совокупность многих факторов. Насмотренность, практика, желание развиваться, погружение в тему, заинтересованность. Мастер сделает сногсшибательную работу даже на камеру смартфона.

Как часто вы выставляете свои работы в реальной жизни, не в информационном пространстве? И нужны ли в современном мире традиционные выставки?

— На традиционных выставках погружаешься в мир, созданный автором. Эмоциональное восприятие оригинала не сравнится с репродукцией или картинкой в цифровом пространстве. У меня проходили только живописные персональные выставки, фотовыставки — в планах.

На кого из известных фотографов прошлого или настоящего вы равняетесь? Если, конечно, такие есть.

— Я не равняюсь на фотографов. Они вдохновляют, а я наслаждаюсь их видением и идеями. Среди таких — Хельмут Ньютон, Питер Линдберг, Патрик Демаршелье, Эухенио Рекуэнко и многие другие.

Над чем работаете прямо сейчас?

— Сейчас я в процессе вынашивания идей для двух проектов, один из них социальный, другой больше нацелен на визуальную картинку – в жанре предметной съёмки. С января активно занимаюсь живописью, готово большое количество работ, которые ожидают персональной выставки, потому что дома не хватает для них места.

Повлиял ли на ваше творчество карантин?

— Карантин предоставил возможность остановиться, оглянуться, переосмыслить. Если на пути ручья выросла большая каменная стена, он изменит направление, но будет продолжать своё течение. Так и у меня — сместился вектор, открылись новые направления.

Может ли возникнуть такая ситуация, при которой вы бросите фотографию?

— Вполне возможно, что я могу переключиться на иной способ реализации своих идей и оставить фотографию. Не вижу смысла ограничивать себя одним делом и погружаться лишь в него с головой. Вокруг слишком много интересного, что хочется познать и опробовать. Я живу сегодня и думаю про завтра. Мне нравится находиться в этом потоке, не сковывая себя рамками четкого планирования. Я открыта новым направлениям, которые вызывают у меня интерес, будь это скульптура, видео, а может, перформанс. Кто знает, куда приведет эта извилистая тропа с сотнями развилок? От незнания еще интереснее.

Беседовал и записывал Сергей САВИНОВ


320
Читайте также

Держатели карт Mastercard банка «Открытие» смогут в числе первых в России оплачивать покупки с Mi Smart Band 4 NFC

Держатели карт Mastercard банка «Открытие» смогут в числе первых в России оплачивать покупки с Mi Smart Band 4 NFC

Для оплаты c помощью  Mi Smart Band 4 NFC не нужно иметь при себе банковскую карту или смартфон...

Аркадий Быков: Я полностью поддерживаю все пункты поправок к Конституции

Яндекс.Метрика
Тверские ведомости