Вторник, 11 августа / 18:23

16+
История возникновения Нило-Столобенской пустыни в Тверской области

История возникновения Нило-Столобенской пустыни в Тверской области

История возникновения Нило-Столобенской пустыни в Тверской области
Фото: архив редакции

Преподобный Нил Столобенский родился в Новгородской земле. Родина преподобного – одно из селений Деревской пятины Жабенского погоста. К сожалению, наши сведения о ранних годах его жизни очень скудны. Будущий святой во второй половине XV века принял монашеский постриг и был назван в честь преподобного Нила Синайского. Желая сурового отшельнического жития, около 1515 года он покинул Савво-Крыпецкий монастырь в Псковской земле.

Святой отшельник

Преподобный поселился изначально близ реки Серемхи. В небольшой келье пищей ему служили желуди и лесные плоды. Преподобный неустанно молился. Его искушали бесы, являясь в виде зверей и гадов. Бесы пытались изгнать святого и через людей, направив в келью разбойников, но те бежали, ничем не повредив подвижнику. К святому стали приходить за благословением и советами. Но преподобный Нил не искал мирской славы. Однажды во сне он услышал повеление Богородицы идти на остров Столобное на озере Селигер. Там инок начал жить в ископанной им пещере. Местные крестьяне, поначалу боявшиеся пришельца, задумали изгнать или погубить его. Они вырубили на острове лес и подожгли, но огонь не тронул келью преподобного Нила. И на Столобное к нему приходили разбойники. На требование выдать сокровища Нил указал им: «Все мое сокровище в келье» (в келье у него стояла икона Богородицы). Бросившись к иконе в углу, разбойники внезапно ослепли. Раскаялись, и по молитве святого им вернулось зрение. Спал Нил Столобенский, опираясь на два деревянных крюка, вбитых в стену. Преподобному открылся день его кончины – 7 декабря 1554 года. Нил предсказал, что на месте его подвигов появится монастырь. Промыслом Божиим за несколько дней перед кончиной святого навестил его духовник – настоятель Никольского Рожковского монастыря игумен Сергий, который исповедал и причастил его. В следующий приход игумен Сергий обнаружил, что Нил Столобенский почил, опираясь на деревянные крюки, лик его сиял необыкновенным светом.

Герман Столобенский. Основание Обители

Прошло несколько лет. Слух о чудесных исцелениях, проистекающих от места, где погребен святой отшельник, распространился на многие земли. Из окрестных и дальних стран монахи и миряне стали приходить на остров, но до 1590-х годов настоящего монастыря на нем еще не было. Монастырь основал иеромонах Герман, инок праведной жизни. В часовне, при гробе преподобного Нила, он нашел живущего там мирянина, родом из Холмогор, по имени Борис Козмин. К ним присоединились вскоре еще несколько человек братии. По благословению митрополита Новгородского Александра в 1594 году они построили на острове первый деревянный храм во имя Богоявления Господня. Немного времени спустя появилась и другая деревянная церковь, во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Между 1594 и 1599 годами на острове появилось уже настоящее иноческое общежитие, которое впоследствии было названо по имени преподобного Ниловой пустынью. В 1599 году монахи тверского Оршина монастыря Иов и Нифонт написали первый иконописный образ преподобного Нила, а в начале XVII века книжник Филофей (Пирогов) из Болдина монастыря обработал собранные преподобным Германом записки о преподобном Ниле. Так появилось житие. В трудные времена наступившей великой Смуты в Русском государстве окрестности Селигера подверглись опустошению. С великими тяготами пришлось столкнуться и новосозданному монастырю. Постриженник и преемник преподобного Германа, тогда совсем еще юноша, будущий святитель Нектарий (Теляшин) много лет спустя вспоминал: «Как мне забыть труды, и раны, и глад, и жажду, и наготу, и босоту? И до смерти мне надобно помнить, какова милость Божия надо мной грешным была в пустыни и что мы кушали: вместо хлеба траву папороть и кислицу, ухлевник и дягиль, и дубовые желуди, и дятловину, и с древес сосновых кору отымали и сушили и, с рыбою смешав, вместе истолокши, а гладом не уморил нас Господь».

1.jpg

Всероссийская Святыня

В 1628 году Нектарию, в то время настоятелю Ниловой пустыни, случилось быть в Москве. Монастырь и преподобный Нил в то время уже были довольно широко известны. Игумен был представлен царю Михаилу Фёдоровичу, пожелав государю скорейшего рождения сына и наследника. Это исполнилось в 1629 году, и игумен Нектарий стал восприемником новорожденному царевичу Алексею Михайловичу. С этого момента начинается быстрый подъем обители. В 1667 году при строительстве первого каменного Богоявленского собора были обретены мощи преподобного Нила. Мощи были поставлены первоначально в деревянной церкви Покрова Пресвятой Богородицы, а затем перенесены в новый каменный собор. От мощей начались многочисленные исцеления. До сих пор в архивах находятся многочисленные тетради, которые прежде лежали у раки преподобного Нила и куда заносились случаи такой помощи, если, конечно, люди желали поделиться своими рассказами. Число незаписанных чудес должно исчисляться многими тысячами. С начала XIX века Нило-Столобенская пустынь стала одним из крупнейших монастырей России. В 1820 году пустынь посетил император Александр I. Уже в следующем году в монастыре развернулось активное строительство. По проекту И.И. Шарлеманя в 1821–1833 годах был построен новый Богоявленский собор, один из самых больших и красивых храмов Тверской епархии. До революции по числу паломников монастырь занимал первое место в России и второе место в православном мире после Гроба Господня. Многие десятки тысяч паломников собирались в обитель. В дни празднования преподобного, особенно на день обретения мощей (27 мая по старому стилю), их бывало до 45 тысяч.

Сохраненная память

История сохранения мощей преподобного Нила в советские годы – удивительная история верности жителей Осташкова и Селигерского края своему преподобному. Хотя монастырь в 1928 году постигла участь большинства монастырей и храмов России, мощи его святого основателя не погибли. Они были перенесены в краеведческий музей в городе Осташкове. В 1948 году после передачи Знаменского собора приходской общине мощи были как бы «не замечены» и переданы с другим ненужным музею имуществом, став главной святыней вновь открытого храма. Несмотря на богоборческие времена, поток богомольцев к мощам не прекращался. Для мощей была устроена новая сень, тысячи людей приходили сюда, чая благодатной помощи великого селигерского преподобного. С 1970-х годов начинается медленное возвращение памяти о Ниловой пустыни и преподобном Ниле. Немалый вклад в возрождение памяти о нашем святом внес и калининский журналист, впоследствии редактор возобновленных «Тверских ведомостей» В.З. Исаков. В книгах Владимира Захаровича, вышедших огромными тиражами, читатели могли найти исчерпывающую и взвешенную информацию о монастыре и его основателях, лишенную налета богоборчества и глумления над церковью.

В 1991 году монастырь был вновь официально передан Русской православной церкви. Начинается возрождение обители. Главным событием возрождения стало возвращение мощей преподобного Нила из Осташкова в Нило-Столобенскую пустынь в июле 1995 года, привлекшее сотни и тысячи паломников. Возглавил торжество Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

Возвращение к Преподобному

В 2017 году в Нило-Столобенской пустыни проходили торжества в честь 350-летия обретения мощей, которые возглавлял Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Это мероприятие всероссийского масштаба - знаковое событие для всей Русской православной церкви.  По мнению Игоря Рудени праздник еще раз подтвердил, что на тверской земле бережно хранят духовные традиции нашего народа.

Павел ИВАНОВ

593
Читайте также

Игорь Маковский: «Лояльность к клиентам, развитие новых продуктов и услуг – наши ключевые приоритеты!»

Игорь Маковский: «Лояльность к клиентам, развитие новых продуктов и услуг – наши ключевые приоритеты!»

В Белгороде проходят коллегия и стратегическая сессия «Россети Центр» и «Россети Центр и Приволжье»...

Как Тверская область выходит из режима ограничений

Яндекс.Метрика
Тверские ведомости