Преподобный Нил Столобенский родился в Новгородской земле. Родина преподобного – одно из селений Деревской пятины Жабенского погоста. К сожалению, наши сведения о ранних годах его жизни очень скудны. Будущий святой во второй половине XV века принял монашеский постриг и был назван в честь преподобного Нила Синайского. Желая сурового отшельнического жития, около 1515 года он покинул Савво-Крыпецкий монастырь в Псковской земле.
Святой отшельник
Преподобный поселился изначально близ реки Серемхи. В небольшой келье пищей ему служили желуди и лесные плоды. Преподобный неустанно молился. Его искушали бесы, являясь в виде зверей и гадов. Бесы пытались изгнать святого и через людей, направив в келью разбойников, но те бежали, ничем не повредив подвижнику. К святому стали приходить за благословением и советами. Но преподобный Нил не искал мирской славы. Однажды во сне он услышал повеление Богородицы идти на остров Столобное на озере Селигер. Там инок начал жить в ископанной им пещере. Местные крестьяне, поначалу боявшиеся пришельца, задумали изгнать или погубить его. Они вырубили на острове лес и подожгли, но огонь не тронул келью преподобного Нила. И на Столобное к нему приходили разбойники. На требование выдать сокровища Нил указал им: «Все мое сокровище в келье» (в келье у него стояла икона Богородицы). Бросившись к иконе в углу, разбойники внезапно ослепли. Раскаялись, и по молитве святого им вернулось зрение. Спал Нил Столобенский, опираясь на два деревянных крюка, вбитых в стену. Преподобному открылся день его кончины – 7 декабря 1554 года. Нил предсказал, что на месте его подвигов появится монастырь. Промыслом Божиим за несколько дней перед кончиной святого навестил его духовник – настоятель Никольского Рожковского монастыря игумен Сергий, который исповедал и причастил его. В следующий приход игумен Сергий обнаружил, что Нил Столобенский почил, опираясь на деревянные крюки, лик его сиял необыкновенным светом.
Герман Столобенский. Основание Обители
Прошло несколько лет. Слух о чудесных исцелениях, проистекающих от места, где погребен святой отшельник, распространился на многие земли. Из окрестных и дальних стран монахи и миряне стали приходить на остров, но до 1590-х годов настоящего монастыря на нем еще не было. Монастырь основал иеромонах Герман, инок праведной жизни. В часовне, при гробе преподобного Нила, он нашел живущего там мирянина, родом из Холмогор, по имени Борис Козмин. К ним присоединились вскоре еще несколько человек братии. По благословению митрополита Новгородского Александра в 1594 году они построили на острове первый деревянный храм во имя Богоявления Господня. Немного времени спустя появилась и другая деревянная церковь, во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Между 1594 и 1599 годами на острове появилось уже настоящее иноческое общежитие, которое впоследствии было названо по имени преподобного Ниловой пустынью. В 1599 году монахи тверского Оршина монастыря Иов и Нифонт написали первый иконописный образ преподобного Нила, а в начале XVII века книжник Филофей (Пирогов) из Болдина монастыря обработал собранные преподобным Германом записки о преподобном Ниле. Так появилось житие. В трудные времена наступившей великой Смуты в Русском государстве окрестности Селигера подверглись опустошению. С великими тяготами пришлось столкнуться и новосозданному монастырю. Постриженник и преемник преподобного Германа, тогда совсем еще юноша, будущий святитель Нектарий (Теляшин) много лет спустя вспоминал: «Как мне забыть труды, и раны, и глад, и жажду, и наготу, и босоту? И до смерти мне надобно помнить, какова милость Божия надо мной грешным была в пустыни и что мы кушали: вместо хлеба траву папороть и кислицу, ухлевник и дягиль, и дубовые желуди, и дятловину, и с древес сосновых кору отымали и сушили и, с рыбою смешав, вместе истолокши, а гладом не уморил нас Господь».
Всероссийская Святыня
В 1628 году Нектарию, в то время настоятелю Ниловой пустыни, случилось быть в Москве. Монастырь и преподобный Нил в то время уже были довольно широко известны. Игумен был представлен царю Михаилу Фёдоровичу, пожелав государю скорейшего рождения сына и наследника. Это исполнилось в 1629 году, и игумен Нектарий стал восприемником новорожденному царевичу Алексею Михайловичу. С этого момента начинается быстрый подъем обители. В 1667 году при строительстве первого каменного Богоявленского собора были обретены мощи преподобного Нила. Мощи были поставлены первоначально в деревянной церкви Покрова Пресвятой Богородицы, а затем перенесены в новый каменный собор. От мощей начались многочисленные исцеления. До сих пор в архивах находятся многочисленные тетради, которые прежде лежали у раки преподобного Нила и куда заносились случаи такой помощи, если, конечно, люди желали поделиться своими рассказами. Число незаписанных чудес должно исчисляться многими тысячами. С начала XIX века Нило-Столобенская пустынь стала одним из крупнейших монастырей России. В 1820 году пустынь посетил император Александр I. Уже в следующем году в монастыре развернулось активное строительство. По проекту И.И. Шарлеманя в 1821–1833 годах был построен новый Богоявленский собор, один из самых больших и красивых храмов Тверской епархии. До революции по числу паломников монастырь занимал первое место в России и второе место в православном мире после Гроба Господня. Многие десятки тысяч паломников собирались в обитель. В дни празднования преподобного, особенно на день обретения мощей (27 мая по старому стилю), их бывало до 45 тысяч.
Сохраненная память
История сохранения мощей преподобного Нила в советские годы – удивительная история верности жителей Осташкова и Селигерского края своему преподобному. Хотя монастырь в 1928 году постигла участь большинства монастырей и храмов России, мощи его святого основателя не погибли. Они были перенесены в краеведческий музей в городе Осташкове. В 1948 году после передачи Знаменского собора приходской общине мощи были как бы «не замечены» и переданы с другим ненужным музею имуществом, став главной святыней вновь открытого храма. Несмотря на богоборческие времена, поток богомольцев к мощам не прекращался. Для мощей была устроена новая сень, тысячи людей приходили сюда, чая благодатной помощи великого селигерского преподобного. С 1970-х годов начинается медленное возвращение памяти о Ниловой пустыни и преподобном Ниле. Немалый вклад в возрождение памяти о нашем святом внес и калининский журналист, впоследствии редактор возобновленных «Тверских ведомостей» В.З. Исаков. В книгах Владимира Захаровича, вышедших огромными тиражами, читатели могли найти исчерпывающую и взвешенную информацию о монастыре и его основателях, лишенную налета богоборчества и глумления над церковью.
В 1991 году монастырь был вновь официально передан Русской православной церкви. Начинается возрождение обители. Главным событием возрождения стало возвращение мощей преподобного Нила из Осташкова в Нило-Столобенскую пустынь в июле 1995 года, привлекшее сотни и тысячи паломников. Возглавил торжество Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.
Возвращение к Преподобному
В 2017 году в Нило-Столобенской пустыни проходили торжества в честь 350-летия обретения мощей, которые возглавлял Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Это мероприятие всероссийского масштаба — знаковое событие для всей Русской православной церкви. По мнению Игоря Рудени праздник еще раз подтвердил, что на тверской земле бережно хранят духовные традиции нашего народа.
Павел ИВАНОВ