Уже не первый год тверские перевозчики лицом к лицу с проблемами, ставшими для отрасли хроническими в нашем регионе. Вопросы, касающиеся увеличения компенсации по единому социальному проездному билету (ЕСПБ), установления экономически обоснованного тарифа на перевозку пассажиров и учета расходов, связанных с деятельностью автотранспортных предприятий при формировании муниципальных бюджетов, не только не утратили своей актуальности, но встали перед перевозчиками еще острее, так как большинство из них сегодня выживает из последних сил. МУП «Городской электрический транспорт» Твери находится в предбанкротном состоянии (долг более 100 миллионов рублей). Банкротства пытается избежать и МУП «ПАТП1», однако эти попытки ни к чему не приводят. Большинство автопредприятий находится на грани гибели, поскольку в сложившихся условиях не имеет возможности не только обновлять автопарк, но и содержать имеющийся, а также привлекать на работу квалифицированный персонал.
Сегодня при крайне низкой компенсации ЕСПБ в 200–250 рублей, установленной пять лет назад, в условиях постоянного повышения цен на горючесмазочные материалы и другие энергоносители, а также запчасти и комплектующие, средств, которые выручают автоперевозчики, хватает только на зарплату и налоги. Изза низкого уровня заработной платы происходит большая текучесть водительского кадрового состава и кондукторов. Отказаться от перевозки пассажиров льготных категорий автотранспортные предприятия не могут, прежде всего, по этическим соображениям, ведь льготники – это те люди, чьими усилиями была одержана победа в Великой Отечественной войне и восстановлена региональная экономика в послевоенные годы. А на электротранспорте ветераны и пенсионеры составляют большую часть пассажиропотока. И как быть в такой ситуации?
Не менее важной проблемой является и заниженный тариф на проезд в общественном транспорте, установленный Региональной энергетической комиссией (РЭК) Тверской области. На данный момент, по расчетам той же РЭК, он должен составлять 15–16 рублей. А действующая ныне планка в 12 рублей является самой низкой в Центральном федеральном округе. Парадокс.
Для автоперевозчиков остро стоит вопрос недостаточности средств, закладываемых бюджетами разного уровня на обеспечение транспортного обслуживания населения. Даже при том, что автотранспортные предприятия заключили контракты на транспортное обслуживание населения по минимальным социальным требованиям, несмотря на недостаточность средств, заложенных в областном и муниципальном бюджетах для возмещения расходов по этим контрактам, многие муниципалитеты не исполняют свои обязательства по оплате транспортных услуг. Это ложится дополнительным финансовым бременем на автотранспортные предприятия.
Все эти вопросы неоднократно поднимались на уровне областной и муниципальной власти, но никаких реальных сдвигов не происходит. После рабочего визита Губернатора Тверской области Дмитрия Зеленина в МУП «ГЭТ» городские чиновники официально заявили, что программа модернизации транспортной отрасли города с сохранением обоих муниципальных транспортных предприятий появится к моменту принятия бюджета на будущий год. Но до настоящего времени это заявление так ни во что и не воплотилось. Получается, что проблемы тысяч горожан и жителей области властям безразличны?
Евгений ОРЛОВ, председатель некоммерческого партнерства «Тверской автотранспортный союз»