Воскресенье, 23 сентября / 15:10

16+
Тверской святитель Арсений

Тверской святитель Арсений

Тверской святитель Арсений

До революции святитель Арсений был популярен едва ли меньше, чем святой благоверный князь Михаил Тверской. А ныне о нем обычному рядовому тверитянину, даже православному, известно совсем немного.
Великий тверской епископ, почти двадцать лет служивший в городе в конце XIV – начале XV вв., заложивший основы духовного подъема Тверского княжества в последующие несколько десятилетий, ставший духовным вождем целой плеяды преподобных, почему-­то не удостоился в наши дни особого внимания – даже в год 600­-летия. Ему был в 2008 году посвящен новый храм в Первомайском поселке в Твери, но и только. А ведь на протяжении веков на многочисленных иконах святыми, символически держащими в руках «град Тверь», изображались именно эти двое – святой князь Михаил и святой епископ Арсений.
Возможно, это связано с тем, что сравнительно мало известен современному горожанину Успенский Желтиков монастырь, главное детище святителя Арсения Тверского. Мало или вовсе неизвестно рядовым горожанам, где он находится.
Сейчас там, у края Первомайской рощи на берегу Тьмаки, о былом напоминают только монастырский пруд (один из двух или трех, но остальные уничтожены) с поклонным крестом, бывший священнический домик напротив ворот в монастырь, клочок стены да воротная башня, бывшая раньше и колокольней. В пруду купались каждый «Арсеньев день» (в воскресенье после дня святых апостолов Петра и Павла) еще в 1960-­х годах десятки, даже сотни людей, и неудивительно, что местные богоборческие власти пруд старались изгадить. И ведь изгадили – сейчас, хотя купаться никто не возбраняет, традиции купания уже нет. Только недавно началось возрождение этой обители, менее года назад обретены драгоценные остатки белокаменного собора времени святителя Арсения. И сейчас обитель очень нуждается в нашей поддержке.
Личность святителя Арсения была сложна для постижения даже его современникам. У него не нашлось своего летописца, святого преемника, в среде братии его монастыря. Спустя семьдесят лет после его кончины, когда писалось житие святителя, подлинных фактов биографии героя помнили уже немного. В Твери бытовала легенда, что он был родом из тверских горожан. Но это, скорее всего, не так.
По-­видимому, святитель Арсений был из южной Руси и родился во второй четверти XIV столетия. Он принял постриг или, во всяком случае, долго прожил в Киево­-Печерском монастыре и этот монастырь очень любил. В Киеве его, скорее всего, мог увидеть и оценить митрополит Киевский и всея Руси Киприан, определенный в 1375 году на Русь из Константинополя. Долгое время в силу разных обстоятельств Киприан не мог постоянно проживать в Северо-­Восточной Руси, так что его титул «Киевский» соответствовал реальному положению дел. Лишь с 1389 года он получил возможность выехать в Москву. С ним туда прибыл и святитель Арсений, тогда еще – архидиакон митрополита.
В 1390 году Киприан приехал в Тверь для разбора дела тверского епископа Евфимия, который обвинялся князем Михаилом Александровичем в ереси. Как и ожидалось, ереси в конфликте князя и епископа не нашлось, но было понятно, что епископа в Тверь нужно нового, и лучше постороннего человека, причем такого, который имел бы безукоризненную репутацию. Арсений идеально подходил на эту роль. Он не хотел становиться тверским епископом, видя в городе «брань и вражду многу», однако обстоятельства и настоятельные просьбы сделали свое дело.
За время епископства Арсения в культурной жизни кафедры произошли благотворные перемены: были построены многочисленные храмы, обновлен Спасо­-Преображенский кафедральный собор и начато строительство его колокольни. По подобию Киево­-Печерского монастыря Арсений близ Твери основал Успенский Желтиков монастырь, рядом с городом было основано еще несколько обителей, в том числе знаменитые впоследствии Саввин и Савватьев монастыри. Время от времени святитель Арсений бывал в Москве, например, в 1401 году принял участие в московском соборе под председательством митрополита Киприана, осудившем новгородского архиепископа Иоанна и луцкого епископа Савву. В тот же год Арсений выступил посредником в споре между князем Василием Кашинским и великим князем Иваном Михайловичем Тверским.
Святитель Арсений был книжным и образованным для своего времени человеком. В 1406 году по его инициативе был создан древнейший из известных списков Киево­-Печерского патерика в так называемой «Арсениевской редакции», созданный, скорее всего, лично им самим.
Святитель скончался 2 марта (по новому стилю – 15 марта) 1409 года. В 1547 году состоялась его общерусская канонизация, а в 1655 году мощи святителя Арсения по приказанию патриарха Никона подняты и положены в новую раку. С этого времени на несколько веков они стали одной из главных тверских святынь (утрачены в советское время).
Но, хотя мощи святителя и считаются утраченными, его молитвенная помощь граду Твери не ослабевает. С этой помощью и древняя Желтиковская обитель восстанет из руин и забвения.
Павел ИВАНОВ

Читайте также
Экспедиция «Ржев. Калининский фронт-2018» объединила более 500 поисковиков

Экспедиция «Ржев. Калининский фронт-2018» объединила более 500 поисковиков

Из 23 регионов России, а также Казахстана, Литвы, Латвии

Программа «ПРОСТО О ХОРОШЕМ». Выпуск №74

Программа «ПРОСТО О ХОРОШЕМ». Выпуск №74

РИА «Верхневолжье» представляет

Яндекс.Метрика
Тверские ведомости