Сделано в Твери. Когда речь идет о вагонах — это гарантия качества, признанного не только в России, но и за рубежом. Сегодня тверской вагоностроительный завод не просто развивается — завоевывает мировые рынки. Так, на днях, например, отправился в Европу на испытания первый прототипный вагон, созданный тверскими вагоностроителями для Египта. В начале 2020 года запланирована первая поставка таких вагонов, приспособленных для жаркого климата — 30 штук, а всего их заказано 1300.
А за пару недель до этого «Иволга 2.0» побежала по Москве в тестовом режиме. Эти поезда полностью сконструированы и производятся на Тверском вагоностроительном заводе. По ведущим мировым стандартам, кстати. Пассажиры довольны. А тверские вагоностроители смогут с гордостью сказать: наша работа.
К слову, «Иволгу» и вагоны нового модельного ряда презентовали на Международном транспортном-логистическом форуме, что прошел этой осенью в Сочи. Продукцию ТВЗ увидели представители 17 стран.
Сердце машиностроения
И, как недавно было озвучено на одном из заседаний правительства региона, именно ТВЗ станет сердцем кластера инновационного машиностроения, который намерены создать в Верхневолжье.
Не случайно завод — в центре внимания как областной, так и федеральной власти. Сколько здесь побывало представителей всех министерств и ведомств, имеющих отношение к экономике, машиностроению, транспорту! Сам Владимир Путин посещал завод дважды: в 2009 году, будучи на посту премьер-министра, и в январе 2018. И в ходе каждого из этих визитов глава государства проявил живое участие в судьбе предприятия.
Но кто может лучше рассказать об этой судьбе, чем сотрудники, которые прошли вместе с заводом падения и взлеты. Это они были здесь, когда предприятие боролось с кризисами, снова и вставало на ноги, и несмотря ни на что сохраняло самое ценное свое достояние — коллектив профессионалов, людей надежных, упорных и верных. Им слово.
Женщины хорошо варят
Причем не только вкусный обед. Электросварщик Ольга Пылаева — ветеран производства. На ТВЗ она с 1989 года.
Ольга Николаевна показывает свое «хозяйство». Вот здесь изготавливают боковины для новых моделей вагонов. А прямо сейчас в работе детали обычного плацкарта, он вскоре побежит по России, обещая путешественникам новые впечатления и соединяя дорогих друг другу людей.
Заодно она знакомит с самым «молодым» членом бригады — новеньким роботом. В цех с каждым годом приходит все больше современных технологий, и ветераны производства с ними на «ты».
— Это не конкурент. Это помощник, — объясняет Ольга, — Делает за нас ряд операций, освобождая человеческие руки для более «тонкой» работы.
Она — авторитетный, признанный специалист, наверное, с закрытыми глазами свое дело сделает. Но все же, не самая типичная для женщины профессия. Как изящную даму в сварочный цех занесло?
— А я и не думала, что буду сварщиком, — делится моя собеседница, — Нет, я всегда знала, что приду работать на вагонзавод: здесь трудились мама, папа, бабушка, сестра здесь работает, а теперь и племянница. Так что я из династии вагоностроителей. Но устроилась я поначалу контролером ОТК. А тут ребята из сварочного цеха и говорят: мол, а хочешь, мы тебя варить научим.
И научили. Да так, что заслужила репутацию одного из лучших профи. Дверные проемы для первой «Иволги» она варила, с напарником Андреем Соколовым.
Своих не бросают
Трудовая династия — это, конечно, здорово. Но иногда довольно рискованно. Представьте, каково жилось таким семьям в девяностые? А в 2009, скажем, году, когда объем заказов сократился вдвое? Или в 2015, когда из-за санкций и падения курса рубля завод снова оказался в непростом положении? Родители, дети — все из одной кассы зарплату получают, а предприятие, ставшее, по сути, вторым домом, останавливается. И ходят слухи: грядет сокращение. Страшно? Наверное, да.
Спрашиваю у Ольги Николаевны, как она пережила этот период. Она пожимает плечами.
— Вместе со всеми и пережила. Мы приходили на работу, подбадривали друг друга, делились надеждой. Так было легче. И поневоле думаешь: а куда же я уйду. Найду ли еще такой коллектив, где и словом поддержат, и делом помогут. Все друзья, соседи, родные здесь. А своих не бросают. Что бы ни было, встретим это вместе.
Что-то изменится
Когда Владимир Путин посетил вагонзавод в первый раз, Ольга была в цехе (это на второй встрече присутствовала). Но подумала тогда: просто так первые лица не приезжают. Значит, что -то изменится.
И не ошиблась. Владимир Путин тогда отметил качество продукции завода, оценил вложения в модернизацию, как правильные. И вскоре последовала господдержка. В том числе — дополнительные средства для РЖД на закупки вагонов, субсидирование кредитов, запрет Минтрансу на покупку вагонов в Китае. На ТВЗ это стало отправной точкой для нового рывка.
— Знаете, как я поняла, что кризис миновал? Пришла на работу и вижу: новые сварочные маски, современный аппарат. Ну все, думаю, трудные времена прошли, раз обновляют оборудование и средства защиты — значит, перспективы есть, — вспоминает ветеран производства.
Кредит доверия
А ведь помимо господдержки ТВЗ тогда получил колоссальный кредит доверия. Тот факт, что российские власти заинтересованы в судьбе завода, серьезно поработал на его репутацию флагмана стратегической отрасли. В итоге и кризис 2015 года завод преодолел с честью. Пришел дополнительный заказ от РЖД, от Федеральной пассажирской компании, от силовых ведомств, «Почты России»… Даже в непростые времена партнеры понимали: с ТВЗ дело можно иметь, он не подведет, это же уникальное предприятие. И рабочие тоже это чувствовали.
— Я в завод всегда верил, — вступает в разговор Андрей Соколов, — Он в России такой один, ну что с ним может случиться. Я не сомневался, что мы из любых передряг выйдем.
Андрей Николаевич пришел на ТВЗ в непростом 1992 году. Был убежден: рабочие руки всегда прокормят, а где же найти им лучшее применение, как не на ведущем машиностроительном предприятии области.
— Я сварщик, шлифовщик, слесарь, стропальщик, кого угодно из коллег подменить могу, — говорит мастер, — На производстве без готовности подхватить, поддержать, поспешить на помощь, ну просто никак. В жизни тоже. Мы всем заводом благодаря этому принципу и держались всегда, и завтрашнего дня не боимся. Я и сына сюда привел. Можно сказать, основал династию. Я посоветовал ему идти в машиностроители, потому что вижу: у отрасли есть будущее. А значит, и у ТВЗ. Мой Антон, как и другие молодые ребята, что к нам устраиваются, тоже это видят.
На семь лет вперед
Это он, Андрей Соколов, во время визита Владимира Путина в 2018 году задал президенту вопрос о перспективах завода. Тогда было озвучено: работа будет, заказов хватит до 2024 года. Сейчас говорят: уже до 2026, то есть, на семь лет вперед как минимум.
Молодые кадры, что охотно вливаются в коллектив, не беспокоятся за завтрашний день. Как они говорят, работа хорошая, есть на что и ребенка растить, и ипотеку платить.
А их наставники подводят итог: «А мы ведь правильно сделали, что не испугались, никуда не сорвались, прошли вместе с предприятием непростые периоды и трудились с надеждой на будущее. Мы не зря верили своему заводу, нас не подвели».
И завод может верить своему коллективу. Эти люди тоже не подведут, проверено жизнью.