На Тверском вагоностроительном заводе, одном из предприятий Трансмашхолдинга, работают более 7500 человек. Труд каждого, и того, кто стоит у станка, и того, кто руководит процессом, ценен. Вместе они продолжают славные традиции многолетнего производства.
25 августа у вагоностроителей большой праздник – юбилей завода. Его отметят дружно, хлебосольно и масштабно. Не обойдется и без наград за трудовые успехи. В этот день мастеру гарнитурного цеха Татьяне Климентьевой и электросварщику на полуавтоматических машинах рамнокузовного цеха корпуса малых серий Михаилу Морозову будут вручены благодарности губернатора Тверской области, копилка профессиональных достижений начальника производственного участка по электромонтажным работам вагоносборочного цеха Романа Сержанова пополнится Почетной грамотой министерства промышленности и торговли Тверской области.
По стопам отца и деда
Юбилейная дата – 120-летие ТВЗ – особенно значима для мастера гарнитурного цеха Татьяны Климентьевой.
– Для меня история вагонзавода – это история моей семьи. Дед Пётр Алексеевич во время Великой Отечественной войны, поскольку имел бронь, обеспечивал работу предприятия, трудился в ремонтных мастерских.
На мгновение Татьяна замолкает и робко просит: «Вы лучше про моего папу напишите, он совсем недавно ушел из жизни».
– Отец Владимир Петрович отдал вагонзаводу больше полувека, 35 лет трудился в гарнитурном цехе, – продолжает она. – А пришел 17-летним мальчишкой. Мои самые яркие детские воспоминания – как шагала с ним за руку с транспарантами на первомайских демонстрациях. Когда в 1987 году сказала отцу, что собираюсь поступать в институт физкультуры, он даже не захотел об этом слышать. Поэтому профессию выбирала не я, она выбрала меня.
На вопрос: «Не пожалели?» – Татьяна отрицательно качает головой. Если бы возникло разочарование, наверняка нашла бы другое место. А ТВЗ как раз и оказался местом для души.
– Первая моя должность – учетчик в производственном отделе, после окончания Тверского вагоностроительного техникума стала мастером в гарнитурном цехе. В этой должности по сей день. Я живу жизнью завода. У меня даже дома, когда еще был жив отец, по вечерам проходили своего рода производственные совещания и выдавались задания, – продолжает наша собеседница. – Здесь обзавелась настоящими друзьями, проверенными несколькими десятилетиями. Обращу внимание на удивительный факт. У каждого цеха и участка есть свои номера. Наш – 79-й. По периодической системе Менделеева он обозначает Aurum (Золото). Так вот, за все трудовые годы я ни в одном человеке не разочаровалась, никто никогда не подводил. Кроме того, номер отчасти характеризует работу на нашем производственном отрезке, так как занимаемся мы цинкованием, а цинк при покрытии также достигает золотого цвета с радужным оттенком. Гальваника – это искусство. Не исчезает оно и в век автоматизации. А раньше все приходилось делать вручную. Сейчас на участке среди работников мужчин и женщин поровну. Но девчонки ничуть не уступают сильной половине. Я и сама по жизни спортсменка – люблю лыжи, подъемы и спуски на них, – улыбается Татьяна. – Даже при выполнении плана меня охватывает спортивный азарт. Или участвую и побеждаю, или не берусь вовсе. Но конкуренции, поверьте, нет, бригада стала семьей.
Нашел работу и… судьбу
– На вагонзаводе в 2003 году познакомился с будущей женой Ларисой, – рассказывает начальник производственного участка по электромонтажным работам вагоносборочного цеха Роман Сержанов. – Тогда стартовал первый слет молодежи, каждый цех выставлял свою команду. А через два года сыграли свадьбу, сейчас у нас уже двое детишек. В день открытых дверей, 25 августа, они обязательно придут на экскурсию. Глядишь, пойдут по стопам родителей, да и всех родственников. Ведь сам я пришел на вагонзавод сразу после армии, в 1999 году. Начинал с ученика слесаря механосборочных работ. Сейчас – начальник участка. Привык и прирос к заводу, других предприятий попросту не видел, – улыбается Роман. – Запись в трудовой книжке одна – «Тверской вагоностроительный завод». Никогда не возникало желания сменить сферу деятельности, перейти на другое место работы, так как предприятие стабильное, имеет государственную поддержку. Да и в целом интересно развиваться в рамках выбранной профессии.
На возглавляемом Романом участке трудятся 230 человек. И к каждому он старается найти подход.
– Коллектив знаю хорошо, знаю характеры сотрудников. Но объемы производства растут каждый день, ряды вагоностроителей пополняются, – говорит Роман. – Скучно точно не бывает. Потому как наряду с серийным налажено производство единичных экземпляров. Запомнилась отправка «Красной стрелы», «Невского экспресса», первых электропоездов «ИВОЛГА». Чувствую гордость, что причастен к их выпуску.
Вместе с чувством гордости начальник производственного участка по электромонтажным работам вагоносборочного цеха отмечает высокую степень ответственности за общий результат.
– Мы установкой электрооборудования, можно сказать, завершаем процесс сборки. С нас весь спрос.
Без слов к делу
Впрочем, своя доля ответственности возложена буквально на каждого работника завода. Надежность вагона напрямую зависит от качества сварки.
Электросварщик на полуавтоматических машинах рамно-кузовного цеха корпуса малых серий Михаил Морозов немногословен, сразу видно: человек дела. На вагонзаводе он с 2003 года, до этого трудился на атомной станции в Удомле, еще раньше – на асфальтном заводе. По признанию электросварщика, работа на ТВЗ предоставляет возможность подходить к решению задач творчески, размышлять. Михаил, прекрасно разбирающийся в слесарных работах, различных чертежах, подчеркивает: «Современность требует овладения несколькими профессиями, универсализма».
Вопросами: «Как же делают вагоны? Откуда они начинают свой путь?» – давно задается четырехлетняя внучка Михаила.
– Она спрашивает каждый день: «Когда возьмешь меня на работу?» Хочет посмотреть огромные цеха, в разы превышающие территорию обычного вокзала. Пообещал провести для нее экскурсию 25 августа.
В этот день на заводе пройдет день открытых дверей.
Светлана УСАЧЁВА
Фото Анастасии ЧИСТЯКОВОЙ