Чем живет локомотивное депо Тверь, небольшое, но очень важное предприятие
Первого июля группа компаний «ЛокоТех» отметила семилетие. За годы своего существования «ЛокоТех» установил не один производственный рекорд, отремонтировав тысячи локомотивов и обеспечив высокое качество работы.
Держать трудовую планку и вместе с тем брать новые горизонты «ЛокоТеху» помогают его филиалы, расположенные в каждом из федеральных округов. Словно вагоны поезда, цепляясь друг за друга, они осуществляют бесперебойную работу железнодорожного сообщения страны. В каждом таком «вагончике» есть «купе» – сервисные локомотивные депо. Одно из таких, принадлежащее филиалу «Северо-Западный», находится в Твери. Оно имеет богатую и уникальную историю.
Путь в прошлое
История депо, построенного в 1851 году, связана со становлением и развитием отечественной школы железнодорожного дела, и прежде всего со строительством первой железной дороги (Николаевской) между столицами России – Москвой и Санкт—Петербургом. В круглом депо, при закладке фундамента которого использовали добытую в Старицких каменоломнях белокаменную плиту, ремонтировали паровозы. В центре депо помещался поворотный круг. Есть он там и поныне. Для работников предприятия сейчас он является лишь удобной производственной конструкцией, а вот для нагрянувших гостей на «базу отдыха» локомотивов – «экспонатом», вызывающим удивление инженерным «чудом».
Но вернемся от впечатлений к событиям минувших лет. В середине прошлого века с переходом на электрическую и тепловую тягу депо получает название «Калининское». Калининское депо ведет ремонт паровозов и тепловозов различных серий, а в 1988 году обзаводится электромашинным цехом, откуда как новенькие стали выходить тяговые двигатели и вспомогательные машины тепловозов. На стыке двух веков локомотивное депо Тверь начало производить техническое обслуживание всех маневровых тепловозов, работающих в Московском отделении. В 2007 году предприятие одним из первых освоило ремонт и обслуживание новой серии тепловозов, замелькавших на железнодорожных артериях страны.
Историю тверского депо не поместить в рамки одной публикации. Да и интереснее будет не прочитать, а прикоснуться к ней. Благо сделать это достаточно просто: посетить музей. В нем вы почувствуете себя будто на станции – «встретите» именитых железнодорожников, увидите неизменные атрибуты путешествий, узнаете обо всех периодах жизни локомотивного депо (в военные годы в его стойлах делали передышку танки!) и поймете, как огромна власть времени. Кстати, в «кладовой истории» притаился и один из греющих душу экспонатов – вокзальные часы. Уже отчасти неказистые (изрядно выцветшие), они как будто жалуются, как устали. А то! Скольких путников встретили и проводили, скольким слезам расстроились и за сколько улыбок порадовались. Навестите старого товарища. Загляните в музей.
Платформа будущего
Тверское локомотивное депо, относясь с особым уважением к истории, идет в ногу со временем – автоматизирует производство, наращивает мощности. К этому обязывает круг подшефных железных дорог. Предприятие обслуживает Московскую, Калининградскую, Горьковскую железные дороги, а также частные предприятия.
– Мы занимаемся ремонтом маневровых локомотивов ТЭМ18, ТЭМ1, ТЭМ2, электрических машин для Октябрьской железной дороги, для всего тепловозного хода. От капитального ремонта до локальной замены частей (изоляции, обмоток), – говорит начальник депо Евгений Раитин. – Октябрьская железная дорога в этом году получила новую серию локомотивов 2ТЭ25КМ, которые сейчас осваивает депо Великие Луки. Ждем, когда эти локомотивы «набегают», чтобы попасть к нам (600 тысяч километров, около трех лет). В них совершенно другие двигатели. Есть чему учиться.
Особое внимание в локомотивном депо уделяют трудовому коллективу. Сотрудникам обеспечен полный социальный пакет: предоставляются путевки в детские лагеря, возмещается стоимость билетов на поезда дальнего следования и электрички, выплачиваются материальные средства при нахождении женщины в декретном отпуске и многое другое. Не забывают на предприятии и про молодежь. В целях профессионального роста и личностного развития у молодых работников есть возможность принимать участие в различных тренингах, бизнес-играх и инновационных проектах.
Светлана УСАЧЁВА
Фото автора