Участники топливного рынка Тверской области намерены покончить с нелегальными заправщиками, торгующими на трассе Москва – Санкт-Петербург топливом прямо с бензовозов. Когда-то соперников, а теперь партнеров объединило одно: нежелание терпеть колоссальные убытки.
Те, кому приходится частенько проезжать по трассе М10, наверняка замечали припаркованные у обочины, нередко возле АЗС, бензовозы, к которым то и дело подъезжают, как правило, большегрузники, которые, простояв четверть часа, продолжают двигаться по маршруту. Автомобили с цистернами после нескольких часов пребывания на одном месте исчезают, возникая вновь на других участках трассы. Таких автомобилей вдоль трассы, в том числе на тверском участке М10, не перечесть. В среднем расстояние между ними 30–40 километров. Те, что имеют стационарные точки базирования, защищены от посторонних глаз заборами. Чем дальше, тем больше становится таких точек: точек, торгующих несертифицированным дешевым дизельным топливом.
– Увеличение числа бензовозов с «серым“ наливом происходит волнообразно: примерно раз в три-четыре месяца, то есть по мере того, как повышаются цены на сертифицированное топливо, – поясняет эксперт “» Александр Клиновский, депутат Законодательного Собрания Тверской области, генеральный директор ООО «СО „Тверьнефтепродукт“.
О местах базирования бензовозов с „левым“ топливом автомобилисты узнают по „сарафанному“ радио, то есть от коллег по цеху или по рации, которыми дальнобойщики частенько пользуются для общения.
Нередко в эфире, настроившись на определенную частоту, можно услышать незатейливую „завлекалку“: „Продаю дизель! Дешево! Торг уместен“.
Даже не прося дисконта, водители-дальнобойщики солидно экономят и даже „наваривают“. Арифметика проста. В среднем цена литра дизеля на АЗС – 18–19 рублей. В бензовозах на 4–6 рублей меньше. Чтобы заправить под „завязку“ один большегруз, в среднем необходимо
Сколько теряют официальные АЗС от деятельности бензовозов с „серым“ наливом, представить несложно. Объем цистерны заправки на колесах может достигать 35 тысяч литров. Одна машина за сутки, при желании, может делать от одного до двух-трех рейсов.
– Сырье такие заправщики берут либо с мелких НПЗ в соседних областях, либо с несертифицированных нефтебаз, которые есть и у нас в области, либо с воинских частей, которые, ссылаясь на военную тайну, при определенных условиях, сохранят все, что угодно, – продолжает Александр Клиновский.
Вопросом, кому идут доходы от „левых“ АЗС, задаются многие. Однако конкретные имена не подлежат огласке. О продаже несертифицированного топлива правоохранители знают не понаслышке, а из обращений тех же участников топливного рынка области. Недавно в Генеральную прокуратуру РФ поступило обращение владельцев АЗС, в котором они просили разобраться с проблемой „серого“ налива. Генеральная прокуратура спустила обращение в областную прокуратуру. А там по результатам проверок доложили, что в отношении десятка лиц составлены протоколы об административных правонарушениях, изъяты горюче-смазочные материалы и канистры. В общем, наказали рядовых водителей штрафами на сумму 11 тысяч рублей, не усмотрев состава преступления в действиях указанных лиц. О чем прокурор области Василий Маслов и рапортовал в письменном ответе заправщикам.
– Отбить затраченные на штрафы деньги заправщики на колесах смогут без особых проблем и в короткие сроки, – убежден собеседник “». – В сухом остатке мы имеем следующее: все знают о проблеме, но никто ничего сделать не может или не хочет. Тут впору задуматься о коррупциогенном факторе. Сложно поверить, что все это происходит без ведома какого-нибудь мелкого чиновника, которому вверен присмотр за определенной территорией.
Есть еще несколько настораживающих моментов в этом вопросе. Чиновники как умеют предпринимают меры по поддержке сельского хозяйства. Традиционно речь идет о помощи в приобретении нефтепродуктов по льготным ценам. Кто может дать гарантию, что топливо для сельхозтехники не утечет в цистерны мобильных заправок?!
Лишний раз напомним, что отпуск «серого» налива производится без необходимых согласований, с нарушением санитарных и противопожарных норм. Не стоит забывать и об экологии. Заправленный такими нефтепродуктами «железный конь» коптит наш с вами и без того не сильно чистый воздух. Особенно страдают от этого жители деревень, которые «разбивает» трасса М10.
И, пожалуй, самый вопиющий для хорошего хозяйственника факт: массив реализованного нелегального топлива не проходит через контрольно-кассовые машины и не учитывается бухгалтерскими документами, что приводит к существенному уменьшению налоговых поступлений в бюджеты разных уровней.
В соседних регионах заправки на колесах, как может догадаться читатель, тоже не редкость.
– Некоторым удается решить эту проблему успешно, – говорит Александр Клиновский. – Очень продвинулась в этом Новгородская область. Там вдоль участков трассы с большим грузопотоком также велась продажа топлива с бензовозов. Местные владельцы АЗС объединились против хозяев бензовозов. Совместно они привлекли внимание властей – вплоть до губернатора, правоохранительных и налоговых органов – к решению этой проблемы. Предали ее гласности. Губернатор стимулировал интерес контролирующих органов к АЗС на колесах. В результате их забомбили проверками. Сейчас активность теневых продавцов топлива в Новгородчине снизилась на 70–80 процентов.
Тверские участники топливного рынка переняли опыт. Они намерены направить открытое письмо главе области с просьбой обратить внимание на расширение деятельности криминального рынка реализации нефтепродуктов на территории региона и оказать содействие в решении этого вопроса. Заправщики готовы совместно с представителями правоохранительных органов и органов власти обсудить комплекс необходимых мероприятий по устранению «серого» налива с территории области.
Как говорится: «Стучите! И вам откроют!»
Алёна СУББОТИНА