Образование – это место встречи растущего человека с миром знаний, культуры, миром профессиональной деятельности, миром другого человека, миром самого себя, миром дружбы. И здесь очень важна роль учителя. Именно учитель определяет, состоится эта встреча или не состоится.
Каким должен быть учитель, который обеспечит эту встречу? Первое требование – эмпатия. У учителя должна быть готовность к установлению отношений с учащимися на уровне личностно-эмоционального соприкосновения. Если его нет, если отношения строятся на принципах «учитель – предписатель, ученик – исполнитель», тогда встреча невозможна. У учителя должна быть готовность к рефлексии, способность анализировать свои профессиональные действия. Сейчас широко распространено мнение: детям ничего не нужно, дети учиться не хотят. Есть три версии, когда у учителя
Основным понятием в образовании должно стать понятие развития. Сегодня в существующих взглядах на образование главное понятие – знания. Мы говорим об объеме, о качестве знаний, это звучит во всех документах, это положение консервируется в едином государственном экзамене. На самом деле знания – это средство, которым оперирует учитель, чтобы обеспечить условия для развития ребенка – личностного, интеллектуального, эмоционального, нравственного – целостного процесса развития человека. У ребенка по его человеческой природе есть естественная потребность к развитию, и задача учителя – не мешать этому развитию, а, используя адекватные педагогические приемы, обеспечить наиболее полное его воплощение.
Второе ключевое понятие в образовании – творчество. Развитие и творчество обеспечивают свободу, свободу мышления ребенка, а она, в свою очередь, обеспечивает ответственность за принятие решений. С моей точки зрения, мы должны готовить ребенка не к правильному ответу у доски, а к ответственным действиям, которые он может аргументировать и отстаивать. Если мы хотим развивать свободных людей, готовых к созидательной творческой деятельности – а современные требования именно таковы, – мы должны принять эту истину. Если человек не привык так учиться в школе, то и в вузе он будет только воспроизводить школьный тип обучения.
У учителя должна быть готовность к педагогической любви. Выдающийся отечественный ученый Константин Венцель утверждал, что любить доброго, хорошего ребенка – невелика заслуга, а истинное призвание воспитателя познается в любви – любить дурного и испорченного. Истинное призвание миссии преподавателя как педагога – помочь тому ребенку, у которого есть затруднения, сложности в познавательной деятельности. Если учитель переживает из-за затруднений детей, из-за их промахов, искренне стремится им помочь – это педагогическая любовь. Если неправильные действия, неправильные решения детей его раздражают, то этому человеку лучше уйти из педагогического пространства. Признак наличия у учителя педагогической любви – его готовность к отождествлению себя с учеником, которому трудно. Это возможно лишь тогда, когда учитель помнит себя ребенком. Это простое и действенное правило – помнить себя ребенком, помнить учеником, помнить себя в этой позиции. Учитель всегда должен быть ориентирован на сохранение в своих учениках наивности, потому что наивность и открытость – это условия развития. Познает мир человек только наивный и открытый. Петр Флоренский говорил: «Секрет таланта – сохранение юности, а секрет гениальности – сохранение детства на всю жизнь». И это еще одно требование к учителю: сохранить себя наивным и открытым.
Дети есть разные, у них разные возможности, и проблема образования в том, что учителя адаптируют учебные программы к уровню детей, но основная суть образования – детей довести до уровня программ. Иначе мы снижаем уровень обучения.
Игорь Лельчицкий
доктор педагогических наук, профессор