ВРоссии 2010 год объявлен годом учителя. Появилась национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», призванная внедрить образовательные стандарты нового поколения, системы поиска и поддержки талантливых детей, моральных и материальных стимулов для учителей. Несомненно, необходима модернизация образования.
Сегодня многие им недовольны. Но я бы не стал ругать ни наше образование, ни наших учителей. Считаю, что российская школа по-прежнему дает неплохое фундаментальное образование и мы должны сохранить все лучшее, что в ней есть.
Другое дело, что в современной жизни, где велика роль состязательности, готовых школьных знаний оказывается недостаточно. Тем, кому предстоит развивать инновационную экономику, важно уметь мыслить, искать и находить нестандартные решения. В школе, однако, слишком часто основной упор делается на то, чтобы запомнить и заучить, а развитию творческих способностей, способности размышлять должного внимания не уделяется. Но, думаю, с принятием новых образовательных стандартов многое изменится.
Само требование о введении таких стандартов, о совершенствовании структуры государственного образовательного стандарта установлено федеральным законом, принятым в 2007 году. Первоначально предполагалось перейти на новые стандарты с 1 сентября 2009 года. Но Министерство образования и науки к сроку не успело утвердить стандарты и программы обучения по ним. В соответствии с поправками, которые Государственная Дума приняла в июне, теперь на новые стандарты предстоит перейти с 1 января 2011 года. Надеюсь, что больше никаких переносов не потребуется.
Что касается школ, могу сказать, что уже утвержден стандарт начального общего образования, то есть до 4-го класса. Стандарты основного общего и среднего образования пока, насколько мне известно, не утверждены.
Серьезная проблема – в отсутствии мотивации к учебе у многих сегодняшних школьников. Не надо пугать ребят единым госэкзаменом. Все, кто учится, старается, в состоянии этот экзамен сдать. Но невозможно научить того, кто учиться не желает. Повышение мотивации к учебе должно стать одной из ключевых задач государства, общества, школы.
Но все-таки не стоит недооценивать и роль учителя в процессе обучения. Ему принадлежит ключевая роль. Учителю важно не только знать предмет, но и уметь «заразить» ребят тем, что интересно ему самому. Система образования совершенствуется. На это нацелены существенные изменения в законодательстве в ближайшее время. Ожидается, что в осеннюю сессию в Государственную Думу поступит новый интегрированный закон об образовании, который будет содержать нормы по всем уровням образования, включая дошкольное, начальное и среднее профессиональное, высшее, второе высшее и дополнительное образование. Над ним работает Министерство образования и науки. Как только проект поступит к нам, мы обязательно разошлем его в регионы. Обсуждение любых изменений в такой важной сфере, как образование, должно быть максимально открытым.
Борис ГРЫЗЛОВ, ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ РФ