В годы войны у железнодорожников был свой фронт, и в общей Победе есть их немалый вклад
В Калининской области очень разветвленная сеть железных дорог, есть несколько крупных стратегических узлов. С первых же дней Великой Отечественной войны они стали мишенями для атак гитлеровской авиации.
В первый месяц боев на железнодорожные станции в Калининской области было совершено 98 налетов, и с каждым днем интенсивность бомбежек росла. За один день 22 августа 1941 года железнодорожники отбили 18 немецких налетов! А 25 июля 1941 года больше 100 самолетов бомбили Бологовский узел, где скопились составы с боеприпасами и эшелоны с беженцами. В критический момент начальник товарного двора Цветков, диспетчер Симонов, дружинник Дашкевич смогли на паровозе въехать в гущу пожара, отбуксировать горящие составы, спасти детей. В другое время бригада Демидова под постоянными бомбежками водила поезда, непрерывно находясь в пути 117 часов, почти шесть суток! Благодаря этому удалось вывезти большую часть стратегических грузов из Калинина, когда к нему уже подходили фашисты. Последний состав из областного центра ушел за несколько часов до падения города. А когда на окраине уже шли бои, на вокзал прибыл эшелон с пополнением, строевыми частями, которые сразу отправились в бой!
Стальные магистрали в годы войны стали артериями снабжения фронтов, поэтому немцы первым делом старались уничтожить транспортные узлы, станции, пути. Но как только наши войска освобождали очередной город, в нем первым делом начинали восстанавливать железнодорожное сообщение. И Калинин является одним из примеров самоотверженной работы дорожников и всех, кто обеспечивал их работу. Город был освобожден 16 декабря 1941 года, а уже через десять дней запустили цеха вагоноремонтного завода – и все эти дни рабочие и инженеры работали сутками! Война еще грохотала рядом, а на Калининской и Октябрьской железных дорогах восстановили 16 вокзалов, 250 жилых домов, 79 казарм, 106 путевых будок. Все это – зимой, в стужу, не считаясь с затратами сил и временем, не уходя с рабочего места по нескольку дней.
Поразительно, но калининские железнодорожники брали повышенные обязательства, ручались за бесперебойную работу всего сложнейшего хозяйства железной дороги и обеспечивали ее. Это было время, когда о наших железнодорожниках писали в центральных газетах, их трудовые почины распространялись на всю страну. Работая для фронта, эти люди придумывали новые методы скоростного составления поездов, ускоренного оборота вагонов, увеличения объемов перевозок. Паровозные бригады становились сцепщиками, грузчиками, ремонтниками, чтобы еще на час-другой сократить время подготовки состава, еще несколько сотен тонн снарядов, медикаментов, боеприпасов доставить в зону снабжения фронта.
Многие из них были отмечены государственными и правительственными наградами. За мужество, героизм и самоотверженность начальнику Калининской железной дороги A.M. Васильеву, машинисту М.И. Кушниру, А.Н. Александровой, начальнику связи Калининской железной дороги И.В. Маньковскому было присвоено высокое звание Героя Социалистического Труда. Орденами и медалями СССР награждены 1023 железнодорожника. Помощник машиниста депо Медведево Калининской железной дороги София Шваренко была награждена орденом Красной Звезды – во время перегона она под обстрелом заменила раненого машиниста, сама получила ранение, но спасла состав с боеприпасами и доставила по назначению. Машинист Павел Никитин гонял составы с двойной нагрузкой, следуя без дополнительного набора воды на станциях, доставлял раньше расписания – причем за такими «тяжелогрузами» особенно неистово охотилась немецкая авиация, и, отправляясь в очередной рейс, Никитин каждый раз подвергал себя смертельному риску.
Память о тех великих и грозных годах сохраняют и воспоминания ветеранов, и экспозиция музея железной дороги, и рассказы о легендарных достижениях калининских железнодорожников, которые иногда действительно выглядят как сюжеты о подвигах каких-то небывалых титанов, богатырей. А это были обычные люди, рядовые работники железной дороги, простые железнодорожники, машинисты, сцепщики, кочегары, диспетчеры, которые сражались с врагом на своем участке фронта. Погибали, выживали, уходили в рейс, как в бой, – и в общей Победе есть и их вклад.
Об их подвиге нынешнее поколение сотрудников ОАО «РЖД» не забывает никогда.
Павел СЛАВИН