В конце года начнут действовать новые правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных жилых домах. Новые правила должны быть готовы к октябрю, а затем в течение двух месяцев их обязаны утвердить регионы для своих территорий. О различных правовых аспектах этого процесса рассказывают депутаты Законодательного Собрания Ирина БЛОХИНА и Александр ТЯГУНОВ.
Ирина БЛОХИНА, заместитель Председателя Законодательного Собрания
– Ирина Владимировна, еще в должности Уполномоченного по правам человека вам неоднократно приходилось защищать граждан от произвола в сфере ЖКХ, разбирать многочисленные жалобы. Какие способы обмана и нарушения распространены больше всего? Как недобросовестные коммунальщики обходят закон?
– После 2005 года, когда в силу вступил новый Жилищный кодекс РФ, граждане должны сами отвечать за свои квартиры и контролировать тех, кто управляет ими. Основанием стал договор с управляющими компаниями.
И действительно, достаточно часто управляющие компании требуют с жильцов деньги за то, что они вообще не должны оплачивать. Часто в новых домах компаниязастройщик сама создает ТСЖ и устанавливает плату за содержание дома, включая в нее являющиеся собственностью компании подвалы, чердаки и другие нежилые помещения.
Настоящим бичом в управлении домами стали самовольные тарифы. Порой они в разы превышают те, которые установили городские власти.
Самый прибыльный способ поборов – счета за отопление. Полученная за год сумма делится на все квартиры в доме, и каждый платит за тепло в зависимости от площади своего жилья. Тарифы на тепло, установленные во многих городах, рассчитаны на очень холодные зимы, которых, как правило, не бывает. Таким образом, тариф заложен с запасом.
Другая денежная строка платежек – счета за холодную и горячую воду. Если в квартире стоят водосчетчики, казалось бы, все в норме. Вот только у шестидесяти процентов жителей таких приборов нет. Этим и пользуются ушлые управленцы. Всю воду, которую слил дом, раскидывают на жильцов, не поставивших счетчики.
Часты случаи, когда управляющие компании берут цифры вообще с потолка. Эксперты рассказывают, что у коммунальщиков есть даже негласное понятие: «предельно терпимая» сумма. Это та цифра, которую человек готов выложить за какуюлибо услугу ЖКХ. У нас эта цифра выросла до пятисот–восьмисот рублей.
Другой лакомый кусок пирога – содержание и ремонт жилого помещения: работы по общему имуществу дома, например, подвала, чердака, подъезда, крыши, инженерных коммуникаций, а также дворов. Работ так много, что проследить за ними сложно. Между тем управляющая компания запросто может завышать реальную стоимость одних работ, а про другие вовсе «забывать».
Управляющая компания должна отчитываться перед жильцами о своей деятельности, но ничто не мешает ей штамповать сметы, в которые она включает любые работы. То есть в плане отчетности к управляющей компании не подкопаешься. А на практике она может заказывать работы приезжим мигрантам за копейки. Полученная разница могла бы пойти на благоустройство дома, но идет в чьито карманы.
– Что предпринимается на государственном уровне, чтобы пресечь эти безобразия?
– В сентябре прошлого года Правительство РФ выпустило постановление № 731, на основании которого теперь можно требовать отчета от своих управленцев. В этом документе говорится, что любой жилец, даже если он не зарегистрирован в квартире, может письменно обратиться в управляющую компанию дома и получить отчет о ее деятельности.
Одна из главных задач – борьба с нелегальными ТСЖ, которые необходимо расформировать. Кроме того, планируется создание реального рынка управляющих организаций. Ведь чем больше их будет, тем больше конкуренции между ними. А это значит, что компании станут бороться за собственника, предлагая ему как можно более качественные услуги. Если управляющая компания не выполняет условий договора управления домом, собственники на общем собрании могут в одностороннем порядке расторгнуть с ней договор и выбрать другую компанию.
Александр ТЯГУНОВ, председатель постоянного комитета Законодательного Собрания по строительству, жилищнокоммунальному комплексу и тарифам
– На первом же заседании комитета мы с коллегами определили наш главный приоритет: население. Наши земляки должны быть удовлетворены тем, как решаются проблемы жилищнокоммунального хозяйства. Сама система ЖКХ с точки зрения управления – достаточно сложная, трудностей много, в том числе и объективных, но люди должны знать, что власть не бросает их на произвол монополистов и недобросовестных коммунальщиков.
В состав нашего комитета входят депутаты, которые, как принято говорить, «знают жизнь». Высокий профессиональный уровень, активная жизненная позиция, понимание проблем изнутри – эти качества я особенно ценю в своих коллегах.
– С чего же комитет начал работу? Что уже сделано?
– Чтобы вести не популистскую, а понастоящему эффективную законотворческую работу в такой сфере, как ЖКХ, необходимо четко определить узкие места. Система нормативноправовых актов в сфере ЖКХ очень разношерстна, порой один документ противоречит другому. Вдобавок в каждом муниципальном районе, городе, поселении своя специфика: от размеров тарифов до степени изношенности систем жизнеобеспечения.
Поэтому мы очень внимательно относимся к учету мнения населения, «сигналам с мест». Все претензии населения, жалобы на работу управляющих компаний анализируются самым внимательным образом. Используем все прямые формы работы с населением: депутатские приемы по личным вопросам, дискуссии в рамках Общероссийского народного фронта, работу приемной В.В. Путина.
– Как комитет взаимодействует с местными властями?
– Главная цель нашего взаимодействия с органами местного самоуправления – создать механизмы влияния на систему управления жилищнокоммунальным комплексом. Прежде всего – повышение контроля за деятельностью управляющих компаний. Поэтому для начала необходимо вести комплексный, квалифицированный мониторинг деятельности управляющих компаний. Это задача муниципальной власти.
– Есть мнение, что значительная часть проблем ЖКХ существует изза несовершенства федерального законодательства…
– Считаю, что серьезным шагом к наведению порядка в ЖКХ будет Федеральный закон от 4 июня 2011 года № 123ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс РФ и отдельные законодательные акты». Внесение этих поправок – результат многолетних дискуссий и серьезной критики на разных уровнях.
Упорядочиваются система управления многоквартирными домами и переход на профессиональное управление. Уточнена система договорных обязательств при различных способах управления: управляющей организацией, товариществом собственников жилья и непосредственно собственниками помещений в многоквартирном доме. Введен запрет на участие застройщиков в создании ТСЖ. Управляющие организации, ТСЖ и собственники при непосредственном управлении многоквартирным домом обязаны заключать договора учета и ресурсоснабжения. Теперь многоквартирные дома, вводимые в эксплуатацию с 1 января 2012 года после капремонта, должны оснащаться индивидуальными приборами учета используемой тепловой энергии. Возможно также применение распределителей при горизонтальной разводке системы отопления.
Согласно Федеральному закону № 123 устанавливается срок начала уплаты коммунальных платежей после выдачи разрешения на ввод многоквартирного дома. Он может быть определен решением собрания жильцов. При этом льготы по квартплате будут распространяться только на граждан, у которых нет долгов за жилищнокоммунальные услуги. Помимо платежа за индивидуальное потребление, жильцам придется оплачивать и общедомовые нужды, а должники не смогут годами не платить: отключать свет и перекрывать кран им начнут уже через два месяца.
Согласно новому законодательству, четче регламентируется порядок определения платы за содержание и ремонт жилого помещения. В частности, определено, что плата за коммунальные услуги в многоквартирном доме включает плату за коммунальные услуги, потребленные на общедомовые нужды. Она рассчитывается на всех потребителей независимо от наличия у них индивидуальных приборов учета пропорционально площади занимаемых ими помещений и выделяется в платежном документе отдельной строкой.
Со всеми записанными сведениями имеет право ознакомиться собственник или квартиросъемщик. Причем предоставить данные ему обязаны в течение одного рабочего дня с момента обращения. В свою очередь потребитель обязан в период с 23 по 25 число передавать в управляющую организацию данные о показаниях установленных у него индивидуальных приборов учета.
Иван ОРЛОВ