В загородном лагере свои первые бизнес-идеи – в игровой форме, но с серьезным прицелом на будущее – реализовали 99 детей от 14 до 17 лет.
Бизнес-смена в «Компьютерии» длилась в течение недели. Все это время юные бизнесмены активно работали над своими проектами, учились генерировать эффективные идеи, ставить цели по системе SMART, участвовали в мероприятиях и получали за это игровую валюту.
Занятия с подростками проводили специалисты тверского центра поддержки предпринимательства «Мой бизнес», которые учили их основам бизнес-планирования и анализа рынка, маркетингу, разработке бизнес-планов. Лекции читали практикующие тверские бизнесмены.
В заключительный день участники смены представили свою продукцию на игровой торговой площадке. Всем участникам деловой игры – и «предпринимателям», и «потребителям» – выдали условные деньги, которыми предстояло оплачивать услуги и товары. Конкуренция и прибыль были вполне реальными, подчеркнули организаторы. Выяснилось, что многие подростки уже весьма неплохо разбираются в предпринимательской деятельности.
– Можно сказать, что деловая игра, которую мы впервые провели в «Компьютерии», принесла нам немало сюрпризов, – признается директор центра «Мой бизнес» Михаил Окороков.
Не случайно финальная сессия собрала несколько сотен болельщиков, которые поддерживали свои команды онлайн.
Каждый проект, прежде чем получить финансирование, должен был определить целевую аудиторию, на которую он рассчитан, и проанализировать рынок аналогичных услуг. От некоторых идей на этом этапе пришлось отказаться. Но те, что пошли «в дело», произвели немалое впечатление на кураторов.
– Мы сами не ожидали, что ребята предложат такое количество бизнес-моделей, и это стало для нас приятной неожиданностью, – говорит заместитель директора учебного центра «Компьютерия» Александр Товаров.
Он имеет степень магистра Высшей школы экономики по маркетингу, но признался, что с подходами, которые предложили участники бизнес-смены, ему прежде не приходилось сталкиваться.
Например, группа ребят выдвинула идею открыть на крыше одного из корпусов лагеря ночной кинотеатр под открытым небом. Другие, доработав мобильное приложение, которым пользовались в «Компьютерии», добавили туда кнопку по доставке еды из буфета в любую точку лагеря. Старшеклассники организовали службу по доставке грузов в пределах лагеря, логистическую компанию, и ее услуги также пользовались популярностью.
Самое сильное впечатление на кураторов произвели бизнес-проекты Александры Хрыповой и Яна Клявина, создавших смм-агентство и консалтинговое агентство. Ян к тому же оказался невероятно убедительным оратором и блестяще провел презентацию своего проекта.
– Я не удивлюсь, если через несколько лет Ян Клявин будет представлять какую-нибудь новую модель айфона, – сказал Александр Товаров, отметив, что у тверского школьника есть все задатки отличного бизнес-тренера.
Особенно важно, по мнению организаторов, что все бизнес-проекты, которые участвовали в деловой игре, принесли прибыль своим создателям.
– Подобные занятия помогают сформировать финансовую и предпринимательскую грамотность среди подрастающего поколения, а также стимулируют интерес к созданию собственного бизнеса в будущем, – резюмировал директор центра «Мой бизнес» Михаил Окороков.
В расписание последующих сезонов лагеря «Компьютерия» теперь планируют внести аналогичные бизнес-игры на постоянной основе.
Владислав ТОЛСТОВ