Во вторник, 26 января, на заседании правительства региона говорили о рынке труда. Вопрос всегда был и остается актуальным, особенно когда речь идет о тех, кто только начинает свою профессиональную карьеру. Ведь можно до бесконечности рассуждать об инвестиционных проектах, но кадровую политику никто не отменял. Вот почему губернатор Игорь Руденя особо выделил развитие профессионального образования – это одна из ключевых задач на ближайшие годы.
Подкованный читатель уже наверняка вспомнил о средне-специальных учебных заведениях, которым сейчас уделяется самое пристальное внимание. Но в ближайшее время нас ожидает еще одна важная инициатива, которую легко можно охарактеризовать как «хорошо забытое старое».
– Мы помним, как в советское время работали учебно-производственные комбинаты, где дети в старших классах получали профессию, которая в дальнейшем позволяла им устроиться на работу, – сказал глава региона, анонсировав проект, который стартует в Тверской области уже в этом году.
Аббревиатуры УПК и УПП прекрасно знакомы тем, кому сейчас ближе к сорока. Кто-то даже, возможно, сохранил свою первую рабочую «корочку», полученную еще в школе. Можем порадоваться: именно этому формату образования решено дать вторую жизнь. И стартует проект сразу в нескольких городах Тверской области с 1 сентября текущего года.
Кто-то, возможно, спросит: и что в нем такого особенного? Почему мы, журналисты, так зацепились за эту новость? Что ж, с удовольствием объясним. Но для этого нам потребуется погрузиться в недавнее прошлое нашей страны.
Помогите устроиться
Получить рабочую специальность в стране победившего пролетариата было довольно просто. Техникумы и ПТУ (профессиональные технические училища) принимали вчерашних школьников не только в крупных городах, но и в крохотных райцентрах. И если для поступления в вуз необходимо было ехать в Москву или хотя бы Калинин, как раньше называлась Тверь, то с профобразованием таких проблем не возникало. Но самое главное – те, кто получал заветные дипломы слесарей, токарей и сварщиков, очень быстро находили работу. По сути, все профессиональные учебные заведения были тесно связаны с местными предприятиями и готовили кадры специально для них. А потому каждая юная швея знала, куда она пойдет после училища, как и юный механик, которого с распростертыми объятиями ждала местная автоколонна.
Многие парни, к слову, получали специальность в армии, возвращаясь оттуда с корочкой профессионального водителя. Но была и начальная ступень еще в школе – те самые учебно-производственные комбинаты (УПК). Появились они в нашей стране в середине 1970-х. Там старшеклассники знакомились с рабочими специальностями, обучались первичным трудовым навыкам и даже получали потом свидетельства о владении той или иной профессией. Для этого раз в неделю школьники занимались производственной практикой.
Умения приобретались, разумеется, начальные и самые простые, но их было вполне достаточно для старта рабочей карьеры. А дальше уже все зависело от самого человека –продолжить развиваться в профессии или же задуматься о ее смене. В любом случае школьники еще в юном возрасте могли быть уверенными в своей востребованности во взрослом мире. Причем особо отметим, что вплоть до распада СССР начальное профессиональное образование в школах было делом обязательным. Даже если школьник мечтал о карьере ученого или космонавта, он обязательно осваивал и азы рабочей специальности.
А затем, когда страна сменила название и значительно уменьшилась в размерах, УПК стали факультативными – занятия в них исключили из общей школьной программы. Постепенно сам формат подобного обучения в целом заглох, хоть и кое-где по-прежнему сохранялся.
От станка до компьютера
Автору этих строк довелось застать учебно-производственную практику – это было в начале девяностых, когда пока еще сохранялись остатки прежней системы образования. Наша школа отменять УПК не стала, и каждую среду мы на целый день отправлялись на занятия в другое здание. Причем выбор специальностей нам предоставили довольно широкий.
Разумеется, в первую очередь это были профессии вроде швейного мастерства для девочек и металлообработки для мальчиков. Но мне, к примеру, довелось заниматься информатикой и даже освоить азы программирования. Это сейчас те компьютеры еще отечественного производства, на которых мы занимались, кажутся допотопными – немудрено, ведь сколько времени прошло с тех пор. Но на тот момент даже та простенькая техника казалась нам чем-то космическим, эдакими артефактами из далекого будущего. Представьте, что мы тогда чувствовали, когда не просто прикасались к ним, но и смогли в итоге освоить, ловко составляя программы на языке BASIC.
Впоследствии, когда компьютеры постепенно стали неотъемлемой частью нашей жизни, мне было значительно проще сделать шаг вперед – основы работы принципиально не отличались. Точно так же обстояла ситуация и с другими специальностями: пусть не все, кто стоял за станком или скрупулезно кроил ткани, пошли потом на завод, но многим из нас полученные на УПК знания действительно пригодились. Кому-то в быту, а кому-то и в профессии, на выбор которой повлияла та самая школьная практика.
Пусть меня научат
В те же девяностые годы страна столкнулась с небывалым кризисом, который затронул все сферы жизни. И если в крупных городах жизнь с грехом пополам продолжалась, то в районах она местами едва теплилась. В малых населенных пунктах закрывались медпункты, школы и дома культуры. Серьезный удар получила и система профессионального образования, которую из последних сил вытягивали преподаватели-энтузиасты.
Фактически случилась настоящая катастрофа – люди не просто теряли работу, но и саму возможность получить хоть какую-то специальность. Не у всех была возможность отправить вчерашнего школьника в Тверь. И сколько в итоге мы получили поломанных судеб, невозможно подсчитать. Совсем юные парни, не найдя себя в жизни, спивались и рано уходили на тот свет – фразы о потерянном поколении возникли не на пустом месте. А ведь этого можно было избежать.
Вот почему мы говорим о возрождении УПК как о действительно важном решении, которое поможет укрепить кадровую политику в регионе, и прежде всего в небольших муниципалитетах. Ведь обучать школьников планируется тем профессиям, которые востребованы в Тверской области. А спрос на рабочие специальности сейчас и вправду высок – самые громкие инвестпроекты в регионе связаны с реальным сектором экономики. Но самое главное – возможность получить специальность, не покидая стен родной школы, откроет двери перед сотнями и тысячами ребят из районов. Кто-то, конечно, поедет в Тверь или в Москву – получать высшее образование. А кто-то с большим удовольствием останется работать на местном предприятии, освоив соответствующую профессию.
Более того, по словам педагогов, производственная практика поможет сегодняшнему школьнику заранее определиться, чем ему хотелось бы заниматься в жизни – не умозрительно, а на собственном опыте.
– Получение первой профессии уже в школе – это важный шаг для профориентации подростков, – считает Юрий Зайцев, заместитель директора колледжа имени Коняева по воспитательной работе. – Много лет работая в колледже, я вижу, что зачастую абитуриенты не представляют себе специальность, на которую поступают. Возможно, в этом виноваты родители или оценки в школьном аттестате. Чтобы выпускники наших колледжей, имеющие профессиональное образование, трудоустраивались по полученной специальности, необходимо еще в старших классах школы понимать, кем они хотят работать в будущем. Возрождение УПК позволит школьникам самим осуществить этот важный выбор, научиться работать руками и при поступлении в колледж или вуз учитывать свои интересы и склонности. Потому что только личная заинтересованность студента в получаемой специальности может сделать из него настоящего профессионала.
– Попытку использовать весьма удачный советский опыт можно только приветствовать, – согласен с коллегой Степан Носов, преподаватель Тверского СВУ. – Тем более что сегодня от человека требуется раннее освоение технических навыков – прогресс не стоит на месте, и нужно за ним поспевать. А с учетом того, что УПК помогут школьникам не только получить первую специальность, но и определиться с выбором основной профессии, мы получаем еще один мощный инструмент для подготовки ребят к дальнейшему обучению и взрослой жизни. Главное, чтобы было, кому этим заниматься – нужны квалифицированные кадры, возможно, преподаватели колледжей, которые хорошо знают предмет и смогут правильно построить процесс обучения. Здесь, я считаю, нужна совместная работа школ и учреждений профессионального образования.
От себя же добавим, что ждать воплощения обновленной идеи на практике осталось недолго – инициатива должна заработать уже этой осенью. А мы, журналисты, обязательно будем держать руку на пульсе.
Сергей САВИНОВ/ТОП Тверь