Российские железные дороги – одна из крупнейших транспортных систем мира, третья после США и Китая. И не последнюю роль в этой системе играет тверской узел, расположенный на главном ходу Петербург – Москва.
Кстати, именно в Верхневолжье базируется уникальное предприятие — Вагонное депо Тверь Октябрьской дирекции инфраструктуры – структурное подразделение Центральной дирекции инфраструктуры — филиала ОАО «РЖД». В уходящем году оно отметило 85-летний юбилей.
Это единственное депо, входящее в состав ОАО «РЖД», расположенное на Октябрьской железной дороге, где занимаются плановым ремонтом грузовых вагонов. И здесь «обкатываются» многие пилотные проекты РЖД, связанные с организацией и охраной труда, применением новых технологий.
На стыке трех дорог
— Российская железнодорожная сеть разделена на 16 филиалов, — рассказывает главный инженер депо Артем Зазнобин, — Мы работаем «на стыке трех дорог», к нам поступают вагоны не только с Октябрьской железной дороги, но и с Московской, и с Горьковской. А главное, инновации в первую очередь внедряются на нашей базе. Вот, сегодня мы поставили на ремонтную позицию вагон, который используют для перевозки щебня, при ремонте железнодорожных путей. Заодно опробуем новую технологию – обработаем его полимерным составом, защищающим от мороза и льда. Еще один пилотный проект, который недавно предложило ОАО «РЖД», связан с энергосбережением. В ближайшее время у нас установят систему датчиков — анализаторов, они стабилизируют работу оборудования и одновременно проводят мониторинг энергопотерь. А опыт, который был признан удачным у нас, впоследствии распространяется по всей России и применяется на других предприятиях ОАО «РЖД».
Как поясняет начальник технического отдела Сергей Спиридонов, в депо ремонтируют как вагоны РЖД, которые используются при ремонте и обслуживании путей, так и вагоны компаний-перевозчиков. За прошлый год здесь провели плановый ремонт 1483 вагонов, а текущий отцепочный (по необходимости, если в пути следования возникает неисправность) осуществляли больше 2800 раз, в среднем 7 вагонов за сутки.
Персональная ответственность
Давайте пройдем на территорию. Вот, в этом цехе работают с тормозным оборудованием, сейчас проверяют отремонтированные тормозные цилиндры. Все показатели высвечиваются на экране компьютера. Здесь же фиксируется фамилия сотрудника, который непосредственно выполнял работу.
— Персональная ответственность, — замечает слесарь Дмитрий Макаров, — А как иначе: товарный состав – не велосипед, случись что с тормозами, на обочину не свернет. Сегодня нам три вагона на плановый ремонт привезли. Эта работа дает мне уверенность в завтрашнем дне. Эта работа дает мне уверенность в завтрашнем дне. Наше депо – жизнеобеспечивающее предприятие: вагоны будут бегать по рельсам всегда, а мы их будем ремонтировать. Мы работали и в локдаун, с соблюдением санитарных норм.
— Благодаря привлеченным инвестициям, была обновлена часть оборудования в этом цехе, — рассказывает Сергей Спиридонов, — Установили пять новых испытательных стендов с автоматической регистрацией параметров.
Учиться всегда пригодится
Теперь идем в цех, где ремонтируют колесные пары. Проверку проводят и дефекты выявляют несколькими методами: вихретоковым, ультразвуковым или магнитопорошковым, позволяющим обнаружить даже невидимые глазом трещины. А какие-то следы износа видны сразу: километры пути оставляют на колесах вагонов выщербины, ползуны и другие неисправности.
Но из-под рук токаря Антона Иванова колеса выходят блестящие, как зеркало.
— Мастер-универсал, — так отзывается об Антоне Сергей Спиридонов, — Он трудился в техническом отделе, отделе снабжения, в бригаде по ремонту оборудования. А теперь получил еще и квалификацию токаря.
— Это единственный цех, который работает в три смены. А мне иногда надо выйти в ночь, чтобы днем присматривать за детьми, я ж молодой отец, — рассказывает Антон, — Так что я переобучился на токаря, руководство охотно пошло мне навстречу. У нас приветствуют желание учиться и осваивать смежные специальности.
Атмосфера надежности
Дальше – на участок неразрушающего контроля. В цехе идет ремонт: привезли новое напольное покрытие. Противоскользящее, особо прочное, снижающее травматизм, специально разработанное для производственных помещений. А недавно установили оборудование по последнему слову техники — комплекс дефектоскопный автоматизированный для выявления дефектов на деталях подшипников колесных пар.
— Осторожнее, это очень чуткая аппаратура, — говорит дефектоскопист Светлана Контонистова.
По словам Светланы, раньше она ездила на заработки в столицу.
— Узнала, что в депо требуется дефектоскопист. Пришла и поняла: нет нужды искать работу в других городах, в Твери есть стабильные предприятия и рабочие места. Разница с московской зарплатой не так уж и велика, а если учесть все расходы, которые возникают при работе в чужом городе, здесь я еще и в выигрыше остаюсь. Не нужно тратить время на дорогу. И атмосфера тут хорошая, надежная.
Это атмосфера социально-ответственного предприятия, где ценят профессионалов и работают на благо своего региона.
Помнят прошлое, смотрят в будущее.
Так, вагонное депо Тверь в уходящем году заняло второе место среди подразделений вагонного хозяйства по всей сети РЖД в части выполнения требований природоохранного законодательства. В первую очередь оценивалось применение технологий, минимизирующих воздействие на окружающую среду, соблюдение нормативов. Но тверитяне сделали больше, чем были обязаны по стандартам. Провели эко-викторины для школьников, организовали сбор и безопасную утилизацию батареек, договорились с лесничеством и поехали высаживать молодые сосны.
И традиции здесь берегут. Силами коллектива издана книга — история предприятия на 560 страницах: воспоминания ветеранов, архивные материалы, редкие фотографии. Ветеранов здесь не забывают, считают эталоном мастерства и жизненной мудрости.
Трудятся в настоящем
Как рассказывает главный инженер, в депо периодически производится расширение области выполняемых работ. Недавно были получены разрешения от Федерального агентства железнодорожного транспорта на право капитального ремонта четырехосных крытых вагонов и четырехосных платформ для перевозки крупнотоннажных контейнеров. Сейчас планируется получение разрешения на ремонт колесных пар, оборудованных буксовыми узлами с подшипниками кассетного типа. В настоящий момент всего заключено 18 договоров с компаниями-перевозчиками и в депо готовы к сотрудничеству с другими компаниями, гарантируя им качественный ремонт с минимальным простоем.
— Предприятие развивается, мы идем в ногу со временем, налаживаем отношения с новыми партнерами, — рассказывает Артем Зазнобин, — Так, недавно был заключен договор с Тверским вагонзаводом на ремонт узлов и агрегатов, по этому соглашению мы проведем ремонт 60 вагонов, а также ремонт отдельных деталей грузовых вагонов. Удачно, когда и производство, и ремонтное предприятие сосредоточены в одном городе, думаю, это сотрудничество имеет хорошие перспективы.
Кстати, такое партнерство отлично вписывается в промышленную стратегию региона. Напомним: в Тверской области планируется создать кластер инновационного транспортного машиностроения, губернатор не единожды подчеркивал значимость этой отрасли для Верхневолжья. План ее развития на ближайшие несколько лет уже существует. А значит, работы хватит.