Седьмого апреля на сайте Дома поэзии Андрея Дементьева появилось сообщение о том, что через две недели в Тверском театре драмы сыграют спектакль артисты цыганского театра «Ромэн».
Возможно, это совпадение, но следующий день, восьмого апреля, отмечается Международный день цыган, когда повсеместно устраивают цыганские фестивали, выставки, спектакли и концерты.
Но точно не случайно появление в репертуаре театра «Ромэн» спектакля «Здравствуй, Пушкин!» (12+) и тот факт, что сыграют его в Твери: так Дом поэзии Андрея Дементьева начать празднование 225-летия со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина.
Поставили спектакль режиссеры Георгий и Андрей Жемчужные по написанной в 1974 году пьесе Арнольда Гессена и Ивана Лебедева, в которой авторы соединили биографические материалы, письма поэта к родным и друзьям и некоторые его произведения. В эту музыкальную постановку включены отрывки из поэмы «Цыганы» и «Евгений Онегин», реальные эпизоды из биографии поэта и, конечно, цыганские песни и танцы. Играют Ирэна Морозова, Роман Грохольский, Ольга и Андрей Жемчужные, Артур Лекарев и другие актеры. Авторами сценариев и режиссерами в этом театре часто становятся сами актеры.
Замечательна история появления театра, своим рождением обязанного богатой культурной традиции московских цыганских хоров. В конце XIX века руководителем цыганского хора Николаем Шишкиным была создана первая цыганская театральная труппа. Но только в 1931 году в Москве Иван и Георгий Лебедевы открыли театрально-музыкальную студию «Индо-ромэн», ставшую началом формирования единственного в мире профессионального репертуарного цыганского театра «Ромэн».
Всемирную известность уникальному коллективу принес его художественный руководитель Николай Сличенко. С 2021 года эту должность занимает Николай Сергиенко, который служит в театре с 1969 года.
В репертуар входят постановки на известные литературные произведения. Русская литература, музыка и поэзия стали так тесно переплетаться с цыганской уже в конце XVII – начале XVIII века, когда цыгане поселились в России, что стало невозможно представить культуру России без этого народа, его песен и танцев. Не обошел эту тему и Пушкин: он любил ездить к цыганам, был увлечен изучением их культуры, восхищался их свободой.
Во время ссылки в Молдавию Пушкин, возможно, не только слышал игру профессиональных цыганских музыкантов, но и жил среди оседлых сельских цыган, которые не оставили привычки к кочевью и летом отправлялись в путь по ближайшим окрестностям. Именно там, свидетельствует легенда, Пушкин познакомился с пленившей его красотой цыганкой по имени Земфира. Он жил в таборе, наблюдая за бытом поселения. А вернувшись, стал писать поэму «Цыганы», историю трагической любви цыганки Земфиры и пришельца Алеко. Эта поэма – о том, где располагаются границы свободы и в состоянии ли человек ею воспользоваться, сможет ли он спокойно и беззаботно жить в прекрасном мире или же живущие в нем страсти способны разрушить любую идиллию.
Как считают исследователи творчества Пушкина, поэт действительно знал о цыганах больше, чем многие его современники, о чем свидетельствует и его поэма, и рисунки, изображающие цыганский табор. Он видел бессарабских цыган и, скорее всего, из любопытства посещал их табор. А все остальное – жизнь в таборе и страстная любовь к Земфире – просто выдумки. Но именно такие волнующие душу романтические легенды и красивые сказки, особенно если в них действует народный герой, живут в памяти дольше правдивых историй.