Наверняка вы слышали хотя бы об одном из этих проектов: «Парта героя», «Разговоры о важном», «Нас пригласили во дворец», «Пушкинская карта», «Юнармия», «Движение Первых», «Билет в будущее»… Все они, как и многие другие, являются частью единой государственной программы по духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения, которая в Тверской области действует с 2018 года.
Подведение итогов работы в этой сфере за прошлый год и определение планов на 2024-й стало главным вопросом повестки заседания регионального правительства на прошлой неделе.
Стратегия духовно-нравственного воспитания детей в Тверской области объединяет больше 200 мероприятий по нескольким направлениям. В регионе огромное разнообразие методов, форм и программ, которые объединены единым замыслом: воспитывать в детях чувство патриотизма, приверженность традиционным ценностям нашего общества, укреплять институт семьи.
В январе министерство образования Тверской области провело масштабный опрос учащихся – спрашивали, что школьники считают главным в жизни. В опросе приняли участие 17 тысяч школьников 5–11 классов. Три четверти из них назвали главным создание крепкой семьи, на втором месте – финансовое благополучие, на третьем – друзья, потом идут труд на благо Родины и забота о здоровье, своем и близких.
В тройку наиболее важных для наших детей духовных ценностей вошли доброта, верность Родине и честь. То есть школьники вполне осознают, что означают эти понятия.
Перемены в школе
С этого учебного года в школьной программе появились уроки военно-патриотического воспитания. В некоторых школах возродили уроки трудового воспитания. С 1 февраля в 54 школах начался эксперимент по внедрению курса «Нравственные основы семейной жизни». Со следующего учебного года он станет обязательным для всех школ и колледжей.
Не первый год в школах преподают основы православной культуры. Этот урок не является обязательным, его вводят в учебную программу по инициативе родителей. Как отметил на заседании правительства епископ Бежецкий и Удомельский Филарет, с каждым годом все больше родителей выбирают эти уроки для своих детей.
На воспитание патриотических чувств, уважения к защитникам Отечества тоже многое работает – от церемонии поднятия Государственного флага перед началом уроков до проведения встреч с ветеранами СВО. Ширятся ряды Юнармии, проводятся летние военно-патриотические лагеря.
Много внимания уделяют сегодня сохранению исторической памяти. В Тверской области в школах работает 356 музеев, планируется в этом году увеличить их число до 457. В идеале в каждой школе должен появиться музей – исторический, краеведческий, этнографический или боевой славы, средств на организацию музеев правительство не жалеет.
Творчество и движения
В последние годы в России стали создавать всероссийские общественные движения, ориентированные на привлечение молодежи – в первую очередь школьников. Это и «Движение Первых», и программа «Орлята России», и Юнармия, и «Волонтеры Победы», и Российское движение школьников. Каждый ученик может выбрать себе общественную работу по вкусу – заниматься добрыми делами на благо своей школы и поселка, помогать ветеранам, участвовать в проектной деятельности.
Сейчас идет Год семьи, и в Тверской области будут проводиться самые разные мероприятия «семейной» направленности – форумы, фестивали, слеты, состязания.
Еще одна объединяющая стихия – культура и творчество. В школах Тверской области работают театральные кружки. Пять лет действует экскурсионная программа «Нас пригласили во дворец», которая полностью финансируется из областного бюджета.
Культурные инициативы молодых всемерно поддерживаются, и результаты уже есть: где-то появился школьный киноклуб, где-то – видеостудия, где-то по инициативе учеников открыли новую модельную библиотеку. Программа «Школьные инициативы», которую приняли несколько лет назад при поддержке губернатора Игоря Рудени, прирастает новыми проектами.
Сегодня подростку предлагают самые разные формы реализации своих талантов и желаний – от школьных театров и спортивных клубов до участия в профориентационных проектах и общественных движениях. И это важная часть стратегии духовно-нравственного развития. В школах и колледжах воспитывается поколение, которому предстоит продолжить дело строительства новой, прогрессивной и свободной России, современного общества.